Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЕ КЛЕР ВОЛЬТАРИ́НА

  • рубрика

    Рубрика: Социология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2021 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ж. Черненко

 ДЕ КЛЕР ВОЛЬТАРИ́НА (Voltairine de Cleyre) (17.11.1866, Лесли, штат Мичиган – 20.6.1912, Чикаго), американская анархистка, феминистка, поэтесса, представительница «анархизма без прилагательных», противница брака, государства и религии, одна из основоположниц анархо-феминизма. Среди соратников и исследователей де Клер заслужила славу одной из самых литературно одарённых анархисток Америки. Так, известный исследователь истории анархизма П. Эврич называл де Клер «величайшим литературным талантом в сравнении с любым другим американским анархистом» (Avrich. 1978. P. 7).

Предки В. де Клер по отцовской линии происходили из Франции, и своё имя она получила в честь французского философа и известного вольнодумца Вольтера. Но её отец, Гектор де Клер, с возрастом отказался от идеалов французского Просвещения и стал ревностным католиком, желавшим, чтобы его дочь стала монахиней, поэтому он отправил 12-летнюю Вольтарину в школу при католическом монастыре в Канаде (Онтарио). Окончив школу, де Клер вернулась в родной штат Мичиган (Гранд-Рапидс) в 1886 г., где присоединилась к антиклерикальному движению и стала редактором небольшой газеты «Прогрессивный век» (The Progressive Age). В 1887 г., после казни анархистов – участников событий на площади Хеймаркет в Чикаго, де Клер провозгласила себя анархисткой. В 1889–1910 гг. она жила в Филадельфии и преподавала английский язык и музыку бедным еврейским иммигрантам. В 1902 г. пережила покушение на убийство от рук бывшего ученика, которое сильно подорвало её здоровье. На протяжении жизни де Клер публиковала свои работы преимущественно в известном среди американских анархистов журнале и одноимённом издательстве «Мать Земля» («Mother Earth»), редактором которого была другая известная американская анархистка – Э. Гольдман. В 1914 г., уже после смерти де Клер, в этом издательстве вышел сборник её избранных работ под редакцией анархиста А. Беркмана.

У исследователей нет единого мнения относительно того, к какой разновидности анархизма следует отнести ранний период деятельности де Клер, т. к. она выражала и анархо-индивидуалистские, и анархо-коммунистические взгляды. В работе «Становление анархиста» («The Making of an Anarchist», 1903) она наконец заявила о себе: «Я больше не вешаю на себя ярлыков, мне достаточно считать себя просто анархисткой» (De Cleyre. 1914. P. 158). По этой причине одним из ключевых положений анархизма де Клер принято считать т. н. анархизм без прилагательных. Особенность этого подхода заключается в отрицании преимущества какого-либо из течений анархизма над другими. Де Клер пыталась найти общее во многих течениях анархизма и высказывалась за то, чтобы в анархистском обществе будущего разные группы людей имели выбор среди различных моделей анархизма. В попытке найти общее в анархизме де Клер была склонна примирять его теоретиков, высказывающих иногда противоречивые взгляды. В своей работе «Анархизм» («Anarchism», 1901) она называла анархистом Л. Н. Толстого, несмотря на его веру в бога, нехарактерную для анархистской традиции: «Вот Толстой  христианин, непротивленец, художник. Его метод  изображать общество, как оно есть, показывать грубость и ненужность насилия, проповедовать отмену власти путём отвержения любого вида милитаризма. Прекрасно! Я принимаю этот метод целиком» (De Cleyre. 1914. P. 115).

Так же как и анархисты У. Годвин, М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин и Э. Гольдман, де Клер проявляла интерес к частной, непубличной жизни людей, и акцентировала внимание на реализации властных сценариев в отношениях полов. Во главе идеи неравенства полов, по мнению де Клер, находилась идея Бога как демиурга всего существующего неравенства. Главными ревнителями этой идеи выступали церковники и законодатели, т. е. носители власти духовной и светской, которые осуществляли контроль за личной жизнью граждан. Так же как и  Гольдман, де Клер являлась сторонницей «свободной любви», т. е. связи между мужчиной и женщиной, в которую не вмешивались государство и общество. Де Клер считала ханжеским осуждение людей, вступающих во внебрачные связи по обоюдному желанию, в то время как общество закрывало глаза на насилие, творящееся в браке.

Начиная с 1970-х гг.  западные активистки стали называть де Клер и Гольдман предшественницами анархо-феминизма – социально-политического движения, в основе которого лежит представление о необходимости устранения любого вида власти начиная с её древнейшего института – патриархата. Анархо-феминистские взгляды де Клер выражались прежде всего в том, что она считала домашнюю тиранию, которой подвергались женщины, продолжением тирании государства, а доминирующее положение мужчины – следствием иерархии власти, пронизывающей частную жизнь людей. Институты брака и Церкви, по её мнению, являлись взаимосвязанными частями системы государственного контроля.

Главным  произведением де Клер, посвящённым феминизму,  стало эссе «Сексуальное рабство» («Sexual slavery», 1890), написанное ею в связи с арестом одного из противников американской цензуры и защитника прав женщин, анархиста М. Хармана. В этом эссе де Клер обозначила основные положения своего феминизма. Будучи противницей патриархально устроенного брака, она высказывалась против легитимированного сексуального насилия, осуществляемого супругом, предвосхитив понятие «изнасилование в браке» (marital rape), которое появилось в законодательстве многих западных стран лишь во 2-й половине 20 в. Она также высказывалась против удержания женщин дома и ограничения их интересов заботой о муже и потомстве. Де Клер также выступала за организацию системы поддержки женщин, испытывающих домашнее насилие. По её мнению, простого вопроса «Почему женщина не уходит?», который задают наблюдатели, недостаточно в условиях систематического унижения женщины, её бытовой и экономической зависимости от насильника. Де Клер отвечала на этот вопрос, указывая на отсутствие возможности у женщины для побега, когда государство, общество, рынок труда и ответственность за детей прикрепляют женщину к тирану. Ещё одним объектом её критики была «тирания пристойности», которая выражалась как в ограничениях законодательного характера (свод цензурирующих законов Комстока, появившихся в США в 1873, запрещал распространение информации порнографического характера, к которой, согласно формулировке закона, также относилась информация о контрацепции), так и в требованиях «пуританской морали», к которой относились требования приличных разговоров, одежды и поведения, на практике имеющие двойные, гендерно обусловленные стандарты. Так, например, де Клер обращала внимание на то, что  женщины, занимающиеся проституцией, презирались обществом, в то время как мужчины, пользующиеся их услугами, не вызывали даже осуждения. Кроме того, она критиковала устаревшие взгляды относительно неполноценности женщины, распространённые и среди некоторых анархистов-мужчин: «Создание мужчины настолько мариновано в рассоле Авторитаризма, что даже те, кто пошёл дальше и отверг верховенство государства, по-прежнему цепляются за бога, общество, какое оно есть, по-прежнему не отпускают старую богословскую идею, что они должны быть "главой семьи", взятую из замечательной формулы "простой пропорции", в соответствии с которой "Мужчина – это глава Жены так же, как и Христос – глава Церкви"» (De Cleyre. 1914. P. 349).

Свои взгляды де Клер выражала не только в публичных лекциях и эссе, но и в гражданской поэзии. Фактически её поэтические произведения являлись продолжением её публицистики. Героями её поэм обычно выступали люди улиц: простые женщины и мужчины, матери, сыновья, рабочие. Она говорила от их имени и требовала от общества, государства и его институтов ответа на творящуюся в мире несправедливость. Характерной в этом смысле является её поэма «Боги и люди» («The Gods and the People», 1893), где де Клер поочерёдно обращается к могущественным силам, которые управляют жизнью человека: небесам, церкви и государству, и осуждает их, согласно зонам их ответственности: небеса она винит в бездействии и равнодушии к страданию, церковь – в нечувствительности к проблемам общества (бедности, голоду, болезням), и, наконец, государство – в узурпации человеческих свобод и манипуляции общественным мнением.

К другим идеям де Клер можно отнести: антиклерикализм, антимилитаризм, сочувствие рабочему движению и анархистам – приверженцам стратегии «прямого действия». Хотя, несмотря на написанное незадолго перед смертью эссе «Прямое действие» («Direct action», 1912), в котором она воспевала такие примеры гражданского неповиновения, как «Бостонское чаепитие» 1773 г., де Клер всегда оставалась лишь теоретиком анархии.

Де Клер также внесла вклад в сохранение памяти об участниках трагических событий на площади Хеймаркет 4 мая 1886 г. (Чикаго). Тогда во время митинга против полицейской жестокости, организованного анархистами, в толпе взорвалась бомба, предположительно брошенная провокатором. Ответственными за взрыв полиция и аффилированная пресса сделали анархистов, многие из которых даже не присутствовали на самом митинге. Восемь анархистов подверглись уголовному преследованию, а четверо из них были повешены. Каждый год, до конца жизни, де Клер выступала с речами в их честь. Чешский анархист И. Гавел писал: «Две самые выдающиеся представительницы анархистской идеи в Америке, В. де Клер и Э. Гольдман, одна – урождённая американка, а вторая – русская, были обращены, как и многие другие, к идеям анархизма этим узаконенным убийством» (Havel. 1917. P. 17). Де Клер чувствовала глубокую связь с казнёнными анархистами и пожелала, чтобы её тело после смерти было предано земле на кладбище Вальдхайм (Форест-Парк, штат Иллинойс), рядом с останками «мучеников Хеймаркета», и где позднее были похоронены её соратница по борьбе Э. Гольдман и другая выдающаяся анархистка и феминистка Америки Л. Парсонс.

Де Клер умерла в 1912 г. в больнице Чикаго от менингита. Её последнее стихотворение было посвящено революционным событиям в Мексике 1910–1917 гг.

Соч.:
De Cleyre V. Selected works of Voltairine De Cleyre / ed. A. Berkman. – New York : Mother Earth publishing association, 1914.
De Cleyre V. The First Mayday : The Haymarket Speeches, 1895‒1910. – Sanday : Cienfuegos Press ; New York : Libertarian Book Club, 1980. – (New anarchist library).

Лит.:
Havel H. Biographic Sketch // Goldman E. Anarchism and Other Essays. – 3d rev. ed. – New York : Mother Earth Publishing Association ; London : A. C. Fifield, 1917. – P. 5–46.
Avrich P. An American Anarchist : The Life of Voltairine de Cleyre.– Princeton, NJ : Princeton University Press, 1978.
Berkman A. Voltairine de Cleyre // Red Emma Speaks. – New York : Humanity books, 1998. – P. 57–59.
DeLamotte E. Gates of Freedom : Voltairine De Cleyre and the Revolution of the Mind : With Selections from Her Writing. – Ann Arbor : University of Michigan Press, 2004.
Shone S. Voltairine De Cleyre: More of An Anarchist Than A Feminist? // Libertarian Papers. – 2010. – Vol. 2, no. 8. – P. 1–30.
Ширинянц А. А. Бакунин и феминизм / Ширинянц А. А., Черненко Ж. И. // Политическая наука. – 2017. – Cпецвыпуск. – С. 199–212.
Черненко Ж. И. Анархо-феминизм: содержание и происхождение термина // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Янкі Купалы. Серыя 1. Гісторыя і археалогія. Філасофія. Паліталогія. – 2019. – № 1. – С. 114–120.
Черненко Ж. И. Поэтесса анархии: социально-политические взгляды Вольтарины де Клер // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2020. – № 1 (62). – С. 167–174.
Черненко Ж. И. Трагедия на площади Хеймаркет и в сердцах трёх анархисток // Диалог со временем. – 2020. – № 71. – С. 260–270.

Вернуться к началу