БЕ́ККЕР ГЭРИ СТЕНЛИ
-
Рубрика: Социология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЕ́ККЕР (Becker) Гэри Стенли (2.12.1930, Потсвилл, штат Пенсильвания – 3.5.2014, Чикаго), амер. экономист. Окончил Принстонский ун-т (1951), продолжил образование в Чикагском ун-те, где в 1955 получил докторскую степень. Преподаватель Чикагского (в 1954–57, с 1969) и Колумбийского (1957–69; проф. с 1960) ун-тов. В 1985–2004 Б. – ведущий популярной колонки «Взгляд экономиста» в еженедельном ж. «Business Week». В 1987 президент Амер. экономич. ассоциации.
Б. – один из авторов теории человеческого капитала, гл. представитель т. н. экономического империализма. По мнению Б., экономич. подход к анализу поведения – универсальный аналитич. инструмент, применимый к любой области человеческого выбора. Соответственно, всякий человеческий поступок, даже если он кажется иррациональным, рассматривается как рациональный выбор, осуществляемый с учётом затрат и выгод (см. Дж. Коулмен, Рационального выбора теории). Б. последовательно применил свою методологию к нескольким сферам: 1) дискриминационное поведение (выбор работодателей анализируется с учётом разницы в доходах обычного работника и представителя меньшинства); 2) поведение в сфере образования (различия в заработной плате связываются с продолжительностью и стоимостью обучения); 3) криминальное поведение (представляется как выбор между потенциальным выигрышем и риском получить наказание; парадоксальный, но экономически безупречный вывод из этой модели – обществу невыгодно сокращение преступности до нуля); 4) поведение в семье и браке [семья рассматривается как экономич. организация, созданная с целью повышения общего уровня благосостояния супругов путём использования сравнит. преимуществ (см. Сравнительных преимуществ теория) и инвестирования в специфич. человеческий капитал; распределение общего количества благ в браке между супругами объясняется с помощью оригинальной модели ценообразования на «брачных» рынках; дети моделируются как отд. вид благ, который требует расходов, а количество детей подчиняется стандартной модели потребительского выбора]; 5) потребительское поведение (Б. предложил новую теорию потребления, в которой стирается грань между работой и досугом; последний трактуется как многообразные виды деятельности по производству полезности).
Несмотря на мировое признание [Б. – лауреат нескольких премий амер. науч. сообществ, Нобелевской пр. (1992)] экономич. подхода Б. к изучению неэкономич. человеческого поведения и очень высокий уровень цитируемости его работ, существуют и критич. оценки творчества Б. со стороны как социологов (Р. Сведберг, Швеция; П. Бурдье и др.), так и экономистов (М. Блауг, Великобритания; Д. Макклоски, США, и др.), связанные с использованием чрезмерно усложнённого математич. аппарата для объяснения тривиальных процессов, односторонней склонностью к рационализации поведения и т. п.