Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ААРО́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 6

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Л. Бусева-Давыдова, Е. А. Молодов
Аарон. Мозаика собора Святой Софии в Киеве. Сер. 11 в. Архив «Православной энциклопедии»

ААРО́Н (евр. – оси­ян­ный, воз­мож­но, др.-егип. про­ис­хож­де­ния; по­здне­лат. Aaron, греч. ̓Ααρῴν), пер­вый вет­хо­за­вет­ный пер­во­свя­щен­ник. По­то­мок Ле­вия, стар­ший брат Мои­сея. Имя со­от­вет­ст­вует древ­не­еги­пет­ско­му «ве­ли­кое имя». Бог на­зна­чил 83-лет­не­го А. быть «ус­та­ми» кос­ноя­зыч­но­го про­ро­ка Мои­сея. Об­ла­дая осо­бым жез­лом, А. вме­сте с Мои­се­ем уст­ра­шал египет. фа­рао­на 10 зна­ме­ния­ми. При тор­же­ст­вен­ном за­клю­че­нии За­ве­та с Бо­гом А. вме­сте с Мои­се­ем взо­шёл на го­ру Си­най, со­про­во­ж­дае­мый сы­новь­я­ми На­да­вом, Авиу­дом и 70 ста­рей­ши­на­ми. Во вре­мя со­ро­кад­нев­но­го пре­бы­ва­ния Мои­сея на го­ре Си­най А. ус­ту­пил тре­бо­ва­нию на­ро­да и воз­двиг зо­ло­тое из­вая­ние тель­ца. Мои­сей спас бра­та от гне­ва Божь­е­го за идо­ло­по­клон­ст­во и, по со­ору­же­нии ски­нии со­б­ра­ния, по­свя­тил А. и его сы­но­вей в свя­щен­ст­во со­глас­но во­ле Гос­по­да. Бог под­твер­дил свя­щен­ст­во А. чу­дом: жезл Ле­вия с име­нем А. за­зе­ле­нел и рас­цвёл. Поз­же этот жезл был по­ме­щён в Ков­чег За­ве­та. Свя­щен­ни­ков Из­раи­ля впо­след­ст­вии име­но­ва­ли «сы­новь­я­ми А.». В тал­му­ди­чес­кой тра­ди­ции под­чёр­ки­ва­ют­ся в А. чер­ты ми­ро­твор­ца, кро­тость, мяг­кость. Это от­ме­ча­ет­ся и в ис­ла­ме, име­ную­щем А. (Га­ру­ди) Абул-Фа­ра­джем («от­цом уте­ше­ния»). В Но­вом За­ве­те от­ме­ча­ет­ся, что к А. вос­хо­дит род пра­вед­ной Ели­са­ве­ты, ма­те­ри Ио­ан­на Кре­сти­те­ля. В хри­сти­ан­ской эк­зе­ге­зе А. – вет­хоза­вет­ный про­об­раз Хри­ста, «Пер­во­свя­щен­ни­ка бу­ду­щих благ» (По­сла­ние к Ев­ре­ям, 9:11), жезл А. – сим­вол во­пло­ще­ния Хри­ста от Бо­го­ро­ди­цы.

В ран­не­хри­сти­ан­ском и ран­нем ср.-век. иск-ве А. час­то изо­бра­жал­ся юным, в ан­тич­ных одея­ни­ях (мо­заи­ки ц. Сан­та-Ма­рия Мад­жо­ре в Ри­ме, 432–440). С 9 в. за­кре­пи­лась тра­ди­ция пред­став­лять А. стар­цем, в оде­ж­дах пер­во­свя­щен­ни­ка. Изо­бра­же­ния А. встре­ча­ют­ся в со­ста­ве ком­по­зи­ций на биб­лей­ские те­мы, в чис­ле вет­хо­за­вет­ных про­ро­ков в рос­пи­сях и в скульп­ту­ре го­тич. пор­та­лов, с сер. 16 в. – в со­ста­ве про­роч. ряда рус. ико­но­ста­сов. В ви­зант. и др.-рус. иск-ве А. при­сут­ст­ву­ет так­же в нек-рых ико­нах бо­го­ро­дич­но­го цик­ла – «По­хва­ла Бо­го­ма­те­ри», «Бо­го­ма­терь Не­опа­ли­мая Ку­пи­на».

Лит.: Welch A. C. The work of the chronicler. L., 1939; Cody A. A history of Old Testament priesthood. Rome, 1969; Noth M. A history of Pentateuchal traditions. Englewood Cliffs, 1972. P. 178–182.

Вернуться к началу