ААРО́Н
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ААРО́Н (евр. – осиянный, возможно, др.-егип. происхождения; позднелат. Aaron, греч. ̓Ααρῴν), первый ветхозаветный первосвященник. Потомок Левия, старший брат Моисея. Имя соответствует древнеегипетскому «великое имя». Бог назначил 83-летнего А. быть «устами» косноязычного пророка Моисея. Обладая особым жезлом, А. вместе с Моисеем устрашал египет. фараона 10 знамениями. При торжественном заключении Завета с Богом А. вместе с Моисеем взошёл на гору Синай, сопровождаемый сыновьями Надавом, Авиудом и 70 старейшинами. Во время сорокадневного пребывания Моисея на горе Синай А. уступил требованию народа и воздвиг золотое изваяние тельца. Моисей спас брата от гнева Божьего за идолопоклонство и, по сооружении скинии собрания, посвятил А. и его сыновей в священство согласно воле Господа. Бог подтвердил священство А. чудом: жезл Левия с именем А. зазеленел и расцвёл. Позже этот жезл был помещён в Ковчег Завета. Священников Израиля впоследствии именовали «сыновьями А.». В талмудической традиции подчёркиваются в А. черты миротворца, кротость, мягкость. Это отмечается и в исламе, именующем А. (Гаруди) Абул-Фараджем («отцом утешения»). В Новом Завете отмечается, что к А. восходит род праведной Елисаветы, матери Иоанна Крестителя. В христианской экзегезе А. – ветхозаветный прообраз Христа, «Первосвященника будущих благ» (Послание к Евреям, 9:11), жезл А. – символ воплощения Христа от Богородицы.
В раннехристианском и раннем ср.-век. иск-ве А. часто изображался юным, в античных одеяниях (мозаики ц. Санта-Мария Маджоре в Риме, 432–440). С 9 в. закрепилась традиция представлять А. старцем, в одеждах первосвященника. Изображения А. встречаются в составе композиций на библейские темы, в числе ветхозаветных пророков в росписях и в скульптуре готич. порталов, с сер. 16 в. – в составе пророч. ряда рус. иконостасов. В визант. и др.-рус. иск-ве А. присутствует также в нек-рых иконах богородичного цикла – «Похвала Богоматери», «Богоматерь Неопалимая Купина».