ГЕРМАН КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЕ́РМАН КОНСТАНТИНО́ПОЛЬСКИЙ [между 630 и 650–733 или 740 (до 754)], патриарх Константинопольский (715–730). Из знатного патрикианского рода, происходившего, возможно, от семейства Германа, племянника имп. Юстиниана I, и состоявшего в родстве с императорами Юстинианом II и Ираклием I. Отец Г. К. – Патрикий Юстиниан был казнён за участие в заговоре против имп. Константина IV , при этом сам Г. К. был оскоплён и отдан в клирики храма Св. Софии, где усердно изучал Священное Писание; ок. 705 или 706 Г. К. был возведён на митрополичью кафедру малоазийского г. Кизик. Имя Г. К. упомянуто среди подписавших деяния собора 712, созванного имп. Варданом Филиппиком (711–713) для пересмотра решений VI Вселенского собора (см. Вселенские соборы). В 715 поставлен на Константинопольскую патриаршую кафедру; являлся одной из ключевых фигур политич. и церковной жизни в правление императоров Феодосия III (715–717) и Льва III Исавра. Поддерживал общение Константинопольской кафедры с Армянской церковью, однако в посланиях иерархам Армянской церкви отстаивал решения IV Вселенского собора. С периодом управления Г. К. Константинопольской кафедрой связан начальный период иконоборчества. После того как в 726 имп. Лев III Исавр официально поддержал иконоборчество и отношение к нему фактически стало показателем лояльности к имп. власти в целом, Г. К. вынужден был сложить с себя патриарший сан (730). Скончался в родовом имении, похоронен в мон. Хора в Константинополе.
Учение Г. К. о священных изображениях представляет собой раннюю стадию развития православного богословия иконы. Так, особо подчёркивалась дидактич. функция иконы, позволяющая подняться на высоту духовного созерцания. Г. К. полагал, что само изображение Христа служит для опровержения мнения о призрачном Его воплощении. Этот тезис позднее был развит иконопочитателями в суждение о том, что отвержение возможности изображения Христа отрицает реальность Его вочеловечения. Исходя из принципа «от непогрешимости», Г. К. указывал на исконность церковного почитания икон, отмечая, что если никто из отцов, бывших прежде, и никто на соборах не сочли это недопустимым, то, следовательно, вся Церковь пребывала в заблуждении, а, следовательно, на этом основании можно опровергнуть любой догмат веры. Однако в целом для Г. К. характерна гораздо более умеренная позиция в отношении иконоборчества, чем для Иоанна Дамаскина, прослеживается нежелание вывести вопрос об иконопочитании на догматич. уровень. Г. К. известен также как автор проповедей, писем, гомилий Богородичного цикла.
Посмертно анафематствован иконоборч. собором 754 в Иерии, однако после восстановления иконопочитания на VII Вселенском соборе признан святым. День памяти – 12 (25) мая.