Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШРИ ЧИНМО́Я КУЛЬТ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 110-111

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Р. Лидова

ШРИ ЧИНМО́Я КУЛЬТ, ре­лиг. ор­га­ни­за­ция, соз­дан­ная в 1971 в США про­по­вед­ни­ком не­оин­ду­из­ма Чин­мо­ем Ку­мар Гхо­шем (1931–2007) как «Цер­ковь Шри Чин­моя»; од­но из но­вых ре­ли­ги­оз­ных дви­же­ний.

По­доб­но др. на­прав­ле­ни­ям не­оин­ду­из­ма, Ш. Ч. к. син­кре­ти­чен и пред­став­ля­ет со­бой адап­ти­ро­ван­ный для за­пад­ной ауди­то­рии на­бор инд. са­краль­ных зна­ний и ок­культ­но-мис­тич. прак­тик (рас­кры­тие бо­же­ст­вен­ной сущ­но­сти че­ло­ве­ка с по­мо­щью про­бу­ж­де­ния кун­да­ли­ни, от­кры­тия тре­тье­го гла­за, вы­хо­да за пре­де­лы фи­зич. те­ла, ас­т­раль­ных пе­ре­ме­ще­ний и т. п.). Ба­зо­вым яв­ля­ет­ся уче­ние о не­раз­де­лён­но­сти бо­га и че­ло­ве­ка («еди­ной сущ­но­сти»), ак­ти­ви­за­ции скры­тых сил; о серд­це как аль­тер­на­ти­ве ума и про­вод­ни­ке бо­же­ст­вен­ной транс­цен­ден­таль­ной ра­до­сти.

Оп­ре­де­лён­ное влия­ние на Ш. Ч. к. ока­за­ла ин­те­граль­ная йо­га Шри Ау­ро­бин­до (1872–1950), бхак­тизм (см. Бхак­ти) и шак­тизм. Боль­шое зна­че­ние име­ет культ учи­те­ля (гу­ру) Шри Чин­моя – во­пло­ще­ния бо­га на зем­ле; его дея­тель­ность «бо­же­ст­вен­на», не­сёт ис­тин­ное зна­ние и ос­во­бо­ж­да­ет от тя­жё­лой кар­мы. От по­сле­до­ва­те­лей тре­бу­ет­ся пол­ное ду­хов­ное под­чи­не­ние, бес­пре­ко­слов­ное по­слу­ша­ние и пре­дан­ность. Обя­за­тель­но стро­гое ве­ге­та­ри­ан­ст­во, сек­су­аль­ное воз­дер­жа­ние; су­ще­ст­ву­ет за­прет на ро­ж­де­ние де­тей, со­дер­жа­ние жи­вот­ных, дру­же­ские от­но­ше­ния за пре­де­ла­ми об­щи­ны. Но­вич­ки («ищу­щие») про­хо­дят курс за­ня­тий, ини­ции­ру­ют­ся, по­лу­ча­ют ду­хов­ное «ин­дий­ское» имя, обя­зу­ют­ся со­блю­дать фи­зич. и ду­хов­ную чис­то­ту. Адеп­ты объ­е­ди­ня­ют­ся в об­щи­ны и совм. про­во­дят мно­го­ча­со­вые ри­туа­лы; муж­чи­ны оде­ты в бе­лое, жен­щи­ны – в раз­но­цвет­ные са­ри. Важ­ны для ре­лиг. прак­ти­ки рас­пре­де­лён­ные по вре­ме­ни су­ток ме­ди­та­ции – как тра­ди­ци­он­ные, так и не­безо­пас­ные для пси­хи­ки. Обя­за­тель­ной яв­ля­ет­ся ме­ди­та­ция с ис­поль­зо­ва­ни­ем «транс­цен­ден­таль­но­го порт­ре­та» Шри Чин­моя и по­вто­ре­ни­ем об­ра­щён­ной к не­му ман­тры «су­прим» (англ. Supreme – вы­со­чай­ший).

По­сле смер­ти Шри Чин­моя ор­га­ни­за­ция су­ще­ст­ву­ет без еди­но­го ли­де­ра; ны­не Ш. Ч. к. пред­став­лен ря­дом на­прав­ле­ний. Сре­ди них – «Клуб ин­те­граль­ной йо­ги», «Бо­же­ст­вен­ные пред­при­ятия», «Ко­ми­тет ми­ра», «Ме­ж­ду­на­род­ное об­ще­ст­вен­ное дви­же­ние» и др.; реа­ли­зу­ют­ся ме­ж­ду­нар. про­грам­мы «Ма­ра­фон­ская ко­ман­да Шри Чин­моя» (про­ве­де­ние мас­со­вых ма­ра­фо­нов – «бег за мир», раз­ви­тие фи­зич. куль­ту­ры, дос­ти­же­ние сверх­ре­зуль­та­тов), «Слё­зы и улыб­ки еди­но­го серд­ца» (гу­ма­ни­тар­ная по­мощь взрос­лым и де­тям), «Ми­ро­вое цве­те­ние Шри Чин­моя» (ус­та­нов­ле­ние таб­ли­чек в мес­тах, зна­чи­мых для все­го ми­ра).

Ш. Ч. к. рас­про­стра­нён во мно­гих стра­нах (ок. 50); с 1991 дей­ст­ву­ет в Рос­сии, пред­став­лен в Ас­т­ра­ха­ни, Мо­ск­ве, С.-Пе­тер­бур­ге, Ря­за­ни, Уль­я­нов­ске, Пер­ми, Яро­слав­ле, Ха­ба­ров­ске, Бел­го­ро­де, Ижев­ске и др., при не­зна­чит. чис­ле по­сле­до­ва­те­лей. Не­смот­ря на то что дея­тель­ность Ш. Ч. к. со­про­во­ж­да­ет­ся об­ви­не­ния­ми в ма­ни­пу­ля­ци­ях соз­на­ни­ем лю­дей, спо­соб­ст­вую­щих са­мо­убий­ст­ву, рас­тле­нии ма­ло­лет­них, зло­упот­реб­ле­нии нар­ко­ти­ка­ми и др. на­ру­ше­ни­ях за­ко­на, офиц. рас­сле­до­ва­ния не про­во­ди­лось.

Лит.: The Luminous life of Sri Chinmoy: An authorised biography. [S. l.], 2005.

Вернуться к началу