Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧОЙКХО́Р

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 618-619

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Д. Огнева

ЧОЙКХО́Р (ти­бет. chos-‘khor – ко­ле­со дхар­мы, мо­лит­вен­ное ко­ле­со, мо­лит­вен­ный ба­ра­бан, ма­ни ко­ле­со), в тра­ди­ци­ях всех школ ти­бет. буд­диз­ма по­лый де­ре­вян­ный или ме­тал­лич. ци­линдр (ба­ра­бан), кре­пя­щий­ся на оси. Внутрь Ч. ве­рую­щие вкла­ды­ва­ют лис­ты бу­ма­ги с тек­ста­ми мантр, на его по­верх­но­сти так­же час­то пи­шут­ся или вы­ре­за­ют­ся ман­тры. Счи­та­ет­ся, что при ка­ж­дом по­во­ро­те Ч. ве­рую­щие на­ка­п­ли­ва­ют «бла­гие за­слу­ги», улуч­шая свою кар­му. Один по­во­рот при­рав­ни­ва­ет­ся к мно­го­крат­но­му про­из­не­се­нию ман­тры в том ко­ли­че­ст­ве, в ко­то­ром она на­пи­са­на на вло­жен­ных в ба­ра­бан тек­стах; та­ким об­ра­зом реа­ли­зу­ет­ся прин­цип мно­го­крат­но­го чте­ния мантр. Пре­да­ние свя­зы­ва­ет соз­да­ние Ч. с име­нем На­гард­жу­ны. В Ти­бе­те они поя­ви­лись, ве­ро­ят­но, в пе­ри­од про­по­ве­ди Пад­ма­самб­ха­вы (ок. 8 в.). Ч. ус­та­нав­ли­ва­ют­ся в буд­дий­ских мо­на­сты­рях и свя­щен­ных мес­тах, они при­во­дят­ся в дви­же­ние вруч­ную или си­лой во­ды, ог­ня или вет­ра (в прак­ти­ке зап. по­сле­до­ва­те­лей ти­бет. буд­диз­ма – элек­тро­дви­га­те­лем). Ши­ро­ко рас­про­стра­нён пе­ре­нос­ной Ч. (т. н. ма­ни лак­хор – руч­ное мо­лит­вен­ное ко­ле­со).

Вернуться к началу