Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧЕ́ШСКИХ ЗЕМЕ́ЛЬ И СЛОВА́КИИ ПРАВОСЛА́ВНАЯ ЦЕ́РКОВЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 550-551

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЧЕ́ШСКИХ ЗЕМЕ́ЛЬ И СЛОВА́КИИ ПРА­ВОСЛА́ВНАЯ ЦЕ́РКОВЬ (чеш. Pravo­slavná církev v českých zemích a na Slo­vensku), ав­то­ке­фаль­ная пра­во­слав­ная Цер­ковь. Объ­е­ди­ня­ет пра­во­слав­ных ве­рую­щих в Че­хии и Сло­ва­кии. За­ни­ма­ет 14-е ме­сто в дип­ти­хе по­ме­ст­ных Церк­вей. Гла­ва – митр. Чеш­ских зе­мель и Сло­ва­кии, с 2014 ар­хи­еп. Пре­шов­ский Рос­ти­слав (Гонт). Ны­не в Ч. з. и С. п. ц. окорм­ля­ет ок. 150 тыс. ве­рую­щих, име­ет 4 епар­хии (в Че­хии Праж­скую и Оло­мо­уц­ко-Брнен­скую, в Сло­ва­кии Пре­шов­скую и Ми­ха­лов­скую), ок. 190 хра­мов и ок. 200 свя­щен­но­слу­жи­те­лей.

Хри­сти­ан­ст­во при­шло в Ве­ли­кую Мо­ра­вию, на зем­лях ко­то­рый ны­не на­хо­дят­ся Че­хия и Сло­ва­кия, бла­го­да­ря мис­сии Ки­рил­ла и Ме­фо­дия и кре­ще­нию чеш. кн. Бор­жи­воя и Люд­ми­лы Чеш­ской. Хо­тя ме­ст­ные епар­хии под­чи­ня­лись Рим­ской-ка­то­лич. церк­ви (лишь неск. при­хо­дов вхо­ди­ли в Му­ка­чев­скую епар­хию Кон­стан­ти­но­поль­ской пра­во­слав­ной церк­ви), эле­мен­ты пра­во­сла­вия, пре­ж­де все­го слав. бо­го­слу­же­ние, здесь со­хра­ня­лись дол­гое вре­мя. Ок. 1452 пред­ста­ви­те­ли Гу­сит­ско­го дви­же­ния про­си­ли Кон­стан­ти­но­поль при­слать им пра­во­слав­ных свя­щен­ни­ков. В 19 в. пра­во­сла­вие воз­ро­ди­лось бла­го­да­ря ме­ст­ным сло­ва­кам, сер­бам и кар­па­то­рос­сам.

В 1920 груп­па ото­шед­ших от ка­то­ли­че­ст­ва свя­щен­ни­ков и ми­рян ос­но­ва­ла Че­хосл. пра­во­слав­ную цер­ковь, для ко­то­рой в 1921 в Серб­ской пра­во­слав­ной церк­ви во епи­ско­па Чеш­ско-Мо­рав­ско­го был хи­ро­то­ни­сан быв. ка­толич. свя­щен­ник Го­разд (Пав­лик). В 1923 воз­ник­ла ав­то­ном­ная Че­хосл. ар­хи­епи­ско­пия в со­ста­ве Кон­стан­ти­но­поль­ской церк­ви (в 1953 уп­разд­не­на). Во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны еп. Го­раз­да рас­стре­ля­ли фа­ши­сты (ка­но­ни­зи­ро­ван в 1987), а пра­во­слав­ную Цер­ковь объ­я­ви­ли вне за­ко­на. По­сле при­хо­да к вла­сти в Че­хо­сло­ва­кии ком­му­ни­стов, с со­гла­сия Серб. церк­ви, в 1951 Рус. пра­во­слав­ная цер­ковь да­ро­ва­ла ав­то­ке­фа­лию Че­хосл. пра­во­слав­ной церк­ви (ЧПЦ). Ожи­дая раз­де­ле­ния Че­хо­сло­ва­кии на два са­мо­сто­ят. го­су­дар­ст­ва, в дек. 1992 По­ме­ст­ный со­бор ЧПЦ ре­шил со­хра­нить Цер­ковь еди­ной, но из­ме­нил на­зва­ние на со­вре­мен­ное и при­нял ус­тав, ос­та­вив еди­ны­ми для Церк­ви пред­стоя­те­ля и Си­нод. В 1998 пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский из­дал то­мос о да­ро­ва­нии ав­то­ке­фа­лии Ч. з. и С. п. ц., что рас­це­ни­ва­ет­ся чеш. и сло­вац. ие­рар­ха­ми и ве­рую­щи­ми как при­зна­ние за­кон­но­сти ав­то­ке­фа­лии их Церк­ви.

Лит.: Aleš P. Pravoslavná církev u nа́s: Přehled dejinné cesty. 2 vyd. Prešov, 1998; Ivan R. Obnova Pravoslávia na území Slovenska u 20. st. Prešov, 2007.

Вернуться к началу