ЦЕРКО́ВНОЕ ПРА́ВО
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЦЕРКО́ВНОЕ ПРА́ВО (лат. jus ecclesiasticum), cовокупность правовых положений, регулирующих внутр. жизнь и отношения Церкви с разл. обществ. объединениями и гос-вом. Ц. п. также описывает структуру Вселенской православной церкви и Поместной церкви, статус церковных учреждений, церковное судопроизводство, полномочия священнослужителей, права мирян и пр.
В православной Церкви Ц. п. тождественно каноническому праву, а в зап. юридич. лит-ре (и в католич., и в протестантской традициях) они рассматриваются как разл. дисциплины. Предметом Ц. п. являются акты, определяющие жизнь Церкви, независимо от их происхождения (древние и новые каноны, постановления церковных инстанций, светские законы), а для канонич. права главным является источник издания актов (Вселенские соборы, Соборы церковные, папа Римский, церковные органы и др.).
Основой Ц. п. является Божественное Откровение. Ц. п. формировалось в контексте римского права и визант. законов, действовавших в обществах, где существовала Церковь. В зависимости от источника Ц. п. делят на Божественное право (jus divinum) или естественное право (jus naturale), основанное на выраженной в Священном Писании и Священном Предании Божественной воле, и на положительное право (jus positivum), изложенное в актах Церкви. В Ц. п. различают внутреннее право (jus internum), регулирующее внутр. жизнь Церкви, и внешнее право (jus externum), определяющее её отношения с разл. сообществами. Ц. п. разделяют на писаное (jus scriptum), когда законы были официально изданы, и обычное, или неписаное, право (jus nonscriptum, per consuetudinem), сохранившееся в преданиях и обычаях. Также существуют общее (jus commune) и частное (jus particulare) право: на православном Востоке в общее право входят обязательные для Вселенской церкви законы, а частное право составляют действующие в поместных церквах и епархиях акты; в Римско-католич. церкви общее право распространяется на всю Церковь, а частное право – на диоцезы и ордена.
Название «Ц. п.» относится и к науке, изучающей правовые положения и практику их исполнения, в т. ч. в совр. условиях, а также историю формирования права, соответствие его норм законам древней Церкви и пр. Ц. п. входит в систему богословских и юридич. наук.