СПА́СОВО СОГЛА́СИЕ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СПА́СОВО СОГЛА́СИЕ (нетовщина), одно из направлений старообрядчества. Происхождение С. с. изучено недостаточно. Первоучителем считается инок Арсений, основавший в кон. 1670-х гг. на р. Керженец неск. скитов (см. Керженские скиты старообрядческие). В нач. 18 в. лидеры С. с. – Козьма Андреев и Козьма Панфилов проповедовали, что антихрист истребил силу таинств, священство прекратилось, поэтому для личного спасения следует лишь молиться Иисусу Христу (Спасу). В 18 в. С. с. разделилось на неск. течений. Последователи «глухой нетовщины», распространившейся в Поволжье, чтобы избежать преследований со стороны Церкви и государства, не декларировали своё существование, крестились и венчались в офиц. Церкви, считая её таинства регистрацией. Некрещёные спасовцы (некрестяки) полагали недопустимым совершение таинств в православной Церкви и отрицали соборную молитву. В 1830–40-х гг. произошло разделение С. с. на староспасовцев (по малому началу), сохранивших правило приёма через семипоклонный начал, и новоспасовцев (большеначальных), подобно Поморскому согласию принявших молитвенные дома и соборную службу. Активная деятельность малоначальных прекратилась в 1930-х гг. Большеначальные занимались издательской деятельностью, после указа «Об укреплении начал веротерпимости» (1905) стали регистрировать общины, учредили Всерос. братство старообрядцев С. с. и провели неск. всерос. соборов согласия (последний в 1966); действовало неск. их монастырей (напр., в нач. 20 в. в Коврове и Череповце). Ныне численность членов С. с. в России не превышает 30–50 чел. Единственный молитвенный дом находится в Саратове.