Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СПА́СОВО СОГЛА́СИЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 44

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Агеева

СПА́СОВО СОГЛА́СИЕ (не­тов­щи­на), од­но из на­прав­ле­ний ста­ро­об­ряд­че­ст­ва. Про­ис­хо­ж­де­ние С. с. изу­че­но не­дос­та­точ­но. Пер­во­учи­те­лем счи­та­ет­ся инок Ар­се­ний, ос­но­вав­ший в кон. 1670-х гг. на р. Кер­же­нец неск. ски­тов (см. Кер­жен­ские ски­ты ста­ро­об­ряд­че­ские). В нач. 18 в. ли­де­ры С. с. – Козь­ма Ан­д­ре­ев и Козь­ма Пан­фи­лов про­по­ве­до­ва­ли, что ан­ти­христ ис­тре­бил си­лу та­инств, свя­щен­ст­во пре­кра­ти­лось, по­это­му для лич­но­го спа­се­ния сле­ду­ет лишь мо­лить­ся Ии­су­су Хри­сту (Спа­су). В 18 в. С. с. раз­де­ли­лось на неск. те­че­ний. По­сле­до­ва­те­ли «глу­хой не­тов­щи­ны», рас­про­стра­нив­шей­ся в По­вол­жье, что­бы из­бе­жать пре­сле­до­ва­ний со сто­ро­ны Церк­ви и го­су­дар­ст­ва, не дек­ла­ри­ро­ва­ли своё су­ще­ст­во­ва­ние, кре­сти­лись и вен­ча­лись в офиц. Церк­ви, счи­тая её та­ин­ст­ва ре­ги­ст­ра­ци­ей. Не­кре­щё­ные спа­сов­цы (не­кре­стя­ки) по­ла­га­ли не­до­пус­ти­мым со­вер­ше­ние та­инств в пра­во­слав­ной Церк­ви и от­ри­ца­ли со­бор­ную мо­лит­ву. В 1830–40-х гг. про­изош­ло раз­де­ле­ние С. с. на ста­ро­спа­сов­цев (по ма­ло­му на­ча­лу), со­хра­нив­ших пра­ви­ло приё­ма че­рез се­ми­по­клон­ный на­чал, и но­во­спа­сов­цев (боль­ше­на­чаль­ных), по­доб­но По­мор­ско­му со­гла­сию при­няв­ших мо­лит­вен­ные до­ма и со­бор­ную служ­бу. Ак­тив­ная дея­тель­ность ма­ло­на­чаль­ных пре­кра­ти­лась в 1930-х гг. Боль­ше­на­чаль­ные за­ни­ма­лись из­да­тель­ской дея­тель­но­стью, по­сле ука­за «Об ук­ре­п­ле­нии на­чал ве­ро­тер­пи­мо­сти» (1905) ста­ли ре­ги­ст­ри­ро­вать об­щи­ны, уч­ре­ди­ли Все­рос. брат­ст­во ста­ро­об­ряд­цев С. с. и про­ве­ли неск. все­рос. со­бо­ров со­гла­сия (по­след­ний в 1966); дей­ст­во­ва­ло неск. их мо­на­сты­рей (напр., в нач. 20 в. в Ков­ро­ве и Че­ре­пов­це). Ны­не чис­лен­ность чле­нов С. с. в Рос­сии не пре­вы­ша­ет 30–50 чел. Един­ст­вен­ный мо­лит­вен­ный дом на­хо­дит­ся в Са­ра­то­ве.

Лит.: Ре­за­ев М. С. Объ­яс­не­ние: Со­чи­не­ние «не­кре­ще­но­го» ста­ро­об­ряд­ца // Вест­ник Мо­с­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. Сер. 8. Ис­то­рия. 1995. № 4; Ageeva E. A., Robson R. R., Smi­ljanskaja E. B. Ста­ро­об­ряд­цы-спа­сов­цы: Пу­ти на­род­но­го бо­го­сло­вия и фор­мы са­мо­со­хра­не­ния тра­ди­ци­он­ных об­ществ в Рос­сии XX сто­ле­тия // Revue desétudes slaves. 1997. Vol. 69.

Вернуться к началу