Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БА́УЛЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. М. Гороховик (устная традиция), В. Г. Лысенко

БА́УЛЫ (бенг. «су­ма­сшед­ший», «бе­зум­ный»), на­име­но­ва­ние ни­щих бенгальских по­этов-пев­цов, соз­да­те­лей осо­бой сред­не­ве­ко­вой ре­лигиозной тра­ди­ции.

Б. от­ри­ца­ли об­ще­при­ня­тые ре­лигиозные дог­мы и со­ци­аль­ные нор­мы (в т. ч. кас­то­вые), а так­же хра­мо­вые це­ре­мо­нии, прак­ти­ко­ва­ли тай­ные ри­туа­лы. Осо­бое зна­че­ние име­ло по­чи­та­ние учи­те­ля-гу­ру, во­пло­щав­ше­го в се­бе бо­же­ст­вен­ное на­ча­ло. В це­лом ре­лигиозную тра­ди­цию, соз­дан­ную Б., мож­но оха­рак­те­ри­зо­вать как пе­ре­пле­те­ние ин­дуи­ст­ских (пре­имущественно виш­нуи­ст­ских), буд­дий­ских и му­сульманских воз­зре­ний на ос­но­ве тан­три­ст­ской, йо­ги­че­ской и су­фий­ской прак­тик. На­зы­вая Бо­га раз­ны­ми име­на­ми (вне за­ви­си­мо­сти от их про­ис­хо­ж­де­ния в той или иной кон­фес­сии), они по­ни­ма­ли его как еди­ное выс­шее ду­хов­ное на­ча­ло, пре­бы­ваю­щее в че­ло­ве­че­ском серд­це. Наи­луч­шим спо­со­бом со­еди­не­ния с ним счи­тал­ся са­краль­ный по­ло­вой акт, за­ни­мав­ший в ри­туа­лах Б. центральное ме­сто. Его цель – пре­об­ра­же­ние фи­зической стра­сти в чис­то ду­хов­ную лю­бовь к Бо­гу и мис­тическое слия­ние с ним.

Баулы.

Устная традиция Б., объединяющая в единое целое музыку, поэзию и танец, – главный компонент их жизни и проповеднической деятельности; один из важнейших пластов бенгальской культуры. Центры – Западная Бенгалия (Индия), Бангладеш. В песнопениях Б., экстатических или медитативных, связанных со спиритуальной практикой (садхана), любовь к Богу чаще всего описывается с помощью иносказаний, загадочных слов, смысл которых до конца раскрывается лишь посвящённым. Поэтическая традиция формировалась главным образом в творчестве баулов-гуру и содержала нередко социальный или политический смысл. Одному из наиболее прославленных гуру, Лалону Факиру (1774–1890 или 1891), приписывают создание около 5000 поэтических текстов разного содержания. Музыкально-поэтические и философские идеи Б. оказали значительное влияние на Р. Тагора. Выдающимися представителями движения Б. были также Хаурэ Госайн (1795–?), Госайн Гопал (1869–1912), в 20 в. – Набани дас Кхьяпа Баул, его сын Пурна дас Баул Самрат, а также Сонатан дас Тхакур Баул, впервые представивший песни Б. на Всеиндийском радио. Музыкально-поэтическая стилистика имеет свои отличия; предположительно она восходит к древнему бенгальскому жанру карьяган. Б. используют определённый набор инструментов, среди которых: струнные – смычковый саринда, щипковый дотара; промежуточные между струнным инструментом и мембранофоном – эктара, гопи янтра (ананда лахари); мембранофоны – кхамак, дхолак, табла, мриданг; металлические тарелочки картал (манджир); портативная фисгармония (гармониум). Песнопения баулов Бангладеш включены в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО (2005, 2008).

Лит.: Capwell Ch. The music of the Bauls of Bengal. Kent, 1986; The mirror of the sky: songs of the Baul’s of Bengal. Prescott, 1999.

  • БА́УЛЫ наименование нищих бенг. поэтов-певцов, создателей особой средневековой религ. традиции (2005)
Вернуться к началу