БА́УЛЫ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БА́УЛЫ (бенг. «сумасшедший», «безумный»), наименование нищих бенгальских поэтов-певцов, создателей особой средневековой религиозной традиции.
Б. отрицали общепринятые религиозные догмы и социальные нормы (в т. ч. кастовые), а также храмовые церемонии, практиковали тайные ритуалы. Особое значение имело почитание учителя-гуру, воплощавшего в себе божественное начало. В целом религиозную традицию, созданную Б., можно охарактеризовать как переплетение индуистских (преимущественно вишнуистских), буддийских и мусульманских воззрений на основе тантристской, йогической и суфийской практик. Называя Бога разными именами (вне зависимости от их происхождения в той или иной конфессии), они понимали его как единое высшее духовное начало, пребывающее в человеческом сердце. Наилучшим способом соединения с ним считался сакральный половой акт, занимавший в ритуалах Б. центральное место. Его цель – преображение физической страсти в чисто духовную любовь к Богу и мистическое слияние с ним.
Устная традиция Б., объединяющая в единое целое музыку, поэзию и танец, – главный компонент их жизни и проповеднической деятельности; один из важнейших пластов бенгальской культуры. Центры – Западная Бенгалия (Индия), Бангладеш. В песнопениях Б., экстатических или медитативных, связанных со спиритуальной практикой (садхана), любовь к Богу чаще всего описывается с помощью иносказаний, загадочных слов, смысл которых до конца раскрывается лишь посвящённым. Поэтическая традиция формировалась главным образом в творчестве баулов-гуру и содержала нередко социальный или политический смысл. Одному из наиболее прославленных гуру, Лалону Факиру (1774–1890 или 1891), приписывают создание около 5000 поэтических текстов разного содержания. Музыкально-поэтические и философские идеи Б. оказали значительное влияние на Р. Тагора. Выдающимися представителями движения Б. были также Хаурэ Госайн (1795–?), Госайн Гопал (1869–1912), в 20 в. – Набани дас Кхьяпа Баул, его сын Пурна дас Баул Самрат, а также Сонатан дас Тхакур Баул, впервые представивший песни Б. на Всеиндийском радио. Музыкально-поэтическая стилистика имеет свои отличия; предположительно она восходит к древнему бенгальскому жанру карьяган. Б. используют определённый набор инструментов, среди которых: струнные – смычковый саринда, щипковый дотара; промежуточные между струнным инструментом и мембранофоном – эктара, гопи янтра (ананда лахари); мембранофоны – кхамак, дхолак, табла, мриданг; металлические тарелочки картал (манджир); портативная фисгармония (гармониум). Песнопения баулов Бангладеш включены в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО (2005, 2008).