БА́УЛЫ
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
БА́УЛЫ (бенг. «сумасшедший», «безумный»), наименование нищих бенг. поэтов-певцов, создателей особой средневековой религ. традиции.
Б. отрицали общепринятые религ. догмы и социальные нормы (в т. ч. кастовые), а также храмовые церемонии, практиковали тайные ритуалы. Особое значение имело почитание учителя-гуру, воплощавшего в себе божественное начало. В целом религ. традицию, созданную Б., можно охарактеризовать как переплетение индуистских (преим. вишнуистских), буддийских и мусульм. воззрений на основе тантристской, йогической и суфийской практик. Называя Бога разными именами (вне зависимости от их происхождения в той или иной конфессии), они понимали его как единое высшее духовное начало, пребывающее в человеческом сердце. Наилучшим способом соединения с ним считался сакральный половой акт, занимавший в ритуалах Б. центр. место. Его цель – преображение физич. страсти в чисто духовную любовь к Богу и мистич. слияние с ним.
Устная традиция Б., объединяющая в единое целое музыку, поэзию и танец, – гл. компонент их жизни и проповеднической деятельности; один из важнейших пластов бенг. культуры. В песнопениях Б., экстатических или медитативных, связанных со спиритуальной практикой (садхана), любовь к Богу чаще всего описывается с помощью иносказаний, загадочных слов, смысл которых до конца раскрывается лишь посвящённым. Поэтич. традиция формировалась гл. обр. в творчестве баулов-гуру и содержала нередко социальный или политич. смысл. Одному из наиболее прославленных гуру, Лалону Факиру (1774–1890 или 1891) приписывают создание ок. 5000 поэтич. текстов разного содержания. Муз.-поэтич. и филос. идеи Б. оказали значит. влияние на Р. Тагора. Выдающимися представителями движения Б. были также Хаурэ Госайн (1795–?), Госайн Гопал (1869–1912), в 20 в. – Набани дас Кхьяпа Баул, его сын Пурна дас Баул Самрат, а также Сонатан дас Тхакур Баул, впервые представивший песни Б. на Всеиндийском радио. Муз.-поэтич. стилистика имеет свои отличия; предположительно она восходит к древнему бенг. жанру карьяган. Б. используют определённый набор инструментов, среди которых: струнные – смычковый саринда, щипковый дотара; промежуточные между струнным и мембранофоном – эктара, гопи янтра (ананда лахари); мембранофоны – кхамак, дхолак, табла, мриданг; металлич. тарелочки картал (манджир); портативная фисгармония (гармониум).