Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БА́УЛЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 111

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Книжная версия:



    Электронная версия:

Авторы: Е. М. Гороховик (устная традиция), В. Г. Лысенко

БА́УЛЫ (бенг. «су­ма­сшед­ший», «бе­зум­ный»), на­име­но­ва­ние ни­щих бенг. по­этов-пев­цов, соз­да­те­лей осо­бой сред­не­ве­ко­вой ре­лиг. тра­ди­ции.

Б. от­ри­ца­ли об­ще­при­ня­тые ре­лиг. дог­мы и со­ци­аль­ные нор­мы (в т. ч. кас­то­вые), а так­же хра­мо­вые це­ре­мо­нии, прак­ти­ко­ва­ли тай­ные ри­туа­лы. Осо­бое зна­че­ние име­ло по­чи­та­ние учи­те­ля-гу­ру, во­пло­щав­ше­го в се­бе бо­же­ст­вен­ное на­ча­ло. В це­лом ре­лиг. тра­ди­цию, соз­дан­ную Б., мож­но оха­рак­те­ри­зо­вать как пе­ре­пле­те­ние ин­дуи­ст­ских (пре­им. виш­нуи­ст­ских), буд­дий­ских и му­сульм. воз­зре­ний на ос­но­ве тан­три­ст­ской, йо­ги­че­ской и су­фий­ской прак­тик. На­зы­вая Бо­га раз­ны­ми име­на­ми (вне за­ви­си­мо­сти от их про­ис­хо­ж­де­ния в той или иной кон­фес­сии), они по­ни­ма­ли его как еди­ное выс­шее ду­хов­ное на­ча­ло, пре­бы­ваю­щее в че­ло­ве­че­ском серд­це. Наи­луч­шим спо­со­бом со­еди­не­ния с ним счи­тал­ся са­краль­ный по­ло­вой акт, за­ни­мав­ший в ри­туа­лах Б. центр. ме­сто. Его цель – пре­об­ра­же­ние фи­зич. стра­сти в чис­то ду­хов­ную лю­бовь к Бо­гу и мис­тич. слия­ние с ним.

Баулы.

Уст­ная тра­ди­ция Б., объ­е­ди­няю­щая в еди­ное це­лое му­зы­ку, по­эзию и та­нец, – гл. ком­по­нент их жиз­ни и про­по­вед­ни­че­ской дея­тель­но­сти; один из важ­ней­ших пла­стов бенг. куль­ту­ры. В пес­но­пе­ни­ях Б., экс­та­ти­че­ских или ме­ди­та­тив­ных, свя­зан­ных со спи­ри­ту­аль­ной прак­ти­кой (сад­ха­на), лю­бовь к Бо­гу ча­ще все­го опи­сы­ва­ет­ся с по­мо­щью ино­ска­за­ний, за­га­доч­ных слов, смысл ко­то­рых до кон­ца рас­кры­ва­ет­ся лишь по­свя­щён­ным. По­этич. тра­ди­ция фор­ми­ро­ва­лась гл. обр. в твор­че­ст­ве бау­лов-гу­ру и со­дер­жа­ла не­ред­ко со­ци­аль­ный или по­ли­тич. смысл. Од­но­му из наи­бо­лее про­слав­лен­ных гу­ру, Ла­ло­ну Фа­ки­ру (1774–1890 или 1891) при­пи­сы­ва­ют соз­да­ние ок. 5000 по­этич. тек­стов раз­но­го со­дер­жа­ния. Муз.-по­этич. и фи­лос. идеи Б. ока­за­ли зна­чит. влия­ние на Р. Та­го­ра

 >>
. Вы­даю­щи­ми­ся пред­ста­ви­те­ля­ми дви­же­ния Б. бы­ли так­же Хау­рэ Го­сайн (1795–?), Го­сайн Го­пал (1869–1912), в 20 в. – На­ба­ни дас Кхья­па Ба­ул, его сын Пур­на дас Ба­ул Сам­рат, а так­же Со­на­тан дас Тха­кур Ба­ул, впер­вые пред­ста­вив­ший пес­ни Б. на Все­ин­дий­ском ра­дио. Муз.-по­этич. сти­ли­сти­ка име­ет свои от­ли­чия; пред­по­ло­жи­тель­но она вос­хо­дит к древ­не­му бенг. жан­ру карь­я­ган. Б. ис­поль­зу­ют оп­ре­де­лён­ный на­бор ин­ст­ру­мен­тов, сре­ди ко­то­рых: струн­ные – смыч­ко­вый са­рин­да, щип­ко­вый до­та­ра; про­ме­жу­точ­ные ме­ж­ду струн­ным и мем­бра­но­фо­ном – эк­та­ра, го­пи ян­тра (анан­да ла­ха­ри); мем­бра­но­фо­ны – кха­мак, дхо­лак, таб­ла, мри­данг; ме­тал­лич. та­ре­лоч­ки кар­тал (манд­жир); пор­та­тив­ная фис­гар­мо­ния (гар­мо­ни­ум).

Лит.: Capwell Ch. The music of the Bauls of Bengal. Kent, 1986; The mirror of the sky: songs of the Baul’s of Bengal. Prescott, 1999.

Вернуться к началу