Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЕОХАРИЗМАТИ́ЗМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Куропаткина

НЕОХАРИЗМАТИ́ЗМ (Neocharismatism), течение в пятидесятничестве, появившееся в США в 1970-е гг.

Н. возник как развитие харизматического движения, считается третьей волной пятидесятничества, объединяет несколько разнородных течений. К Н. относят: во-первых, харизматов, вышедших из своих конфессий и создавших собств. церкви и общины; во-вторых, возникающие с кон. 1970-х гг. по настоящее время церкви, практикующие экспрессивные пятидесятнические практики и богослужение в совр. стиле, но при этом не связанные исторически с «классическим» пятидесятничеством; в-третьих, основанные пятидесятническими и харизматическими миссионерами независимые церкви Африки, Азии и Лат. Америки, которые представляют собой смесь языческих и христианских традиций. В кон. 1970-х гг. в США внутри Н. возникло т. н. Движение веры (Word of Faith Movement), находящееся на грани христианства и Нью Эйдж.

Численность последователей Н. в мире ок. 200 млн. чел. (на 2011), больше всего – в странах Африки (особенно в Нигерии) и Лат. Америки (особенно в Бразилии). Самая крупная неохаризматич. Церковь – в Республике Корея (Сеул, Церковь Йоидо, ок. 830 тыс. чел., считается также самой крупной мегацерковью в мире).

В осн. вероучение Н. совпадает с общепятидесятническим, особенно в акценте на эмоциональных переживаниях, исцелениях, чудесах. Среди лидеров Н. распространена т. н. теология процветания  учение о том, что христианин может и должен быть здоровым и богатым (К. Коупленд), учение о пророческом даре (Р. Джойнер). К особенностям Н. можно отнести отсутствие у ряда лидеров чёткой системы взглядов: не только богословские акценты могут свободно меняться, но и основы веры (Триединство Бога, Богочеловечество Христа и т. д.) то провозглашаются, то опровергаются, что связано с акцентом на непосредств. духовном опыте, а не на доктрине.

Доктринальные особенности имеет «Движение веры» (основоположник – пастор К. Хейгин). Его представители, помимо бескомпромиссного принятия «теологии процветания», учат тому, что верующий может управлять собой и миром с помощью «позитивного мышления» и устного исповедания; провозглашают обязательное исцеление (в ряде случаев это сопровождается отвержением мед. вмешательства и лекарств), т. н. учение о духовной смерти Христа, согласно которому Христос страдал не только физически на Голгофе, но и подвергался мучению после смерти в аду. За эти положения «Движение веры» подвергается жёсткой критике внутри неохаризматизма.

Церковная организация в Н. совпадает с общепятидесятнической практикой независимых церквей и ассоциаций. Ряд церквей организованы как мегацеркви. В Н. признаётся женское священство.

На богослужении часто практикуются яркие эмоциональные проявления: крики, падения, плач, смех и т. п. Возникают также стихийные «откровения» и «пророчества». В зависимости от установок пастора используются муз. инструменты и принимаются разные муз. стили на богослужении («христианский металл», «христианский рэп» и др.).

Н. в России организационно почти не представлен, т. к. рос. пятидесятничество делится не на «волны», как американское, а на направления: «традиционное», «умеренное» и «новое», которые возникли одновременно в результате столкновения разных позиций по вопросам практич. богословия и значительно более тесно связаны между собой, чем «волны» амер. пятидесятничества. 

Лит.: Quebedeaux R. The New Charismatics. N. Y., 1976; Ndiohwere N. Prophecy and revolution. London, 1981; Synan V. The Holiness-Pentecostal tradition. Grand Rapids, 1997; Anderson A. Zion and Pentecost: the spirituality and experience of Pentecostal and Zionist / Apostolic Churches in South Africa. Pretoria, 2000; The New International Dictionary Of Pentecostal And Charismatic Movements. Michigan, 2003; Melton J. Encyclopedia of Protestantism. N. Y., 2005.

Вернуться к началу