МЕГАЦЕ́РКВИ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕГАЦЕ́РКВИ, форма функционирования крупных протестантских объединений (от 2 тыс. чел.), возникшая в США в 1950-е гг. Отличаются акцентом на количеств. росте последователей, наличием харизматичного старшего пастора, пирамидальной структурой управления, активной внебогослужебной деятельностью, приравнивающейся по статусу к богослужебной.
Наряду с США, где к нач. 2010-х гг. численность М. достигла 1300, М. широко распространились в Азии (особенно в Индии и Республике Корея), Лат. Америке (особенно в Чили, Аргентине и Эквадоре) и Африке (особенно в Нигерии). Крупнейшая М. (Церковь Полного Евангелия Йоидо, 830 тыс. членов) находится в Республике Корея (г. Сеул). Самое большое здание (вмещает около 100 тыс. чел.) – у Апостольской церкви Нигерии (г. Лагос).
Для М. принадлежность деноминации менее существенна, чем объединение вокруг идей и практик старшего пастора, поэтому М. могут быть как внеденоминационными (М. «Лейквуд» в США), так и принадлежать к.-л. деноминации. Более 70 % М. в США определяют себя как евангеликов (см. Евангелические церкви). Члены М. придерживаются, как правило, консервативных взглядов по отношению к Библии и христианской морали. Специфич. богословский акцент М. – культ роста церкви, ориентация на новообращённых, культ командной работы как богоугодного дела.
В М. авторитарная модель управления – все безоговорочно подчиняются старшему пастору. Развита система малых групп, которые собираются на дому для чтения Библии и молитвы. М. обладают развитой инфраструктурой, в которую входят не только помещения для молодёжных групп и воскресных школ, но и детские сады, книжные магазины, спортзалы и т. п. Около 50% М. имеет филиалы – церкви в регионах, которые в проповедях и проведении мероприятий действуют строго согласно инструкциям и методикам «центра». М. активно переходят в киберпространство, создавая интернет-филиалы, где можно в режиме онлайн слушать проповеди и даже виртуально участвовать в хлебопреломлении. Распространение методом франчайзинга и фактически независимая централизов. система управления позволяет говорить о М. как о деноминациях нового типа.
Богослужения направлены в осн. на привлечение новообращённых, проводятся с использованием совр. популярной музыки, в ряде случаев – при участии звёзд эстрады. В М. акцент делается не столько на обычном богослужении, сколько на мероприятиях вне его: работе в детских, подростковых, молодёжных группах, спортивных и муз. мероприятиях. В церковной архитектуре б. ч. М. старается уйти от традиц. церковных форм и строить церкви наподобие культурно-развлекательных центров.
М. подвергаются критике в протестантском сообществе за уничтожение самостоятельности поместных церквей через превращение их в «филиалы» и за сосредоточенность на «потребителе», а не на проповеди Евангелия, за переманивание паствы. За единообразие и поверхностность богословия в англоязычных протестантских кругах принято называть М. «мак-церквями» (McChurch), по аналогии с «Макдональдсом». Ответом на распространение М. было т. н. движение домашних групп, провозгласившее решительный разрыв с любой централизацией и «конвейерной» миссионерской работой и направленное на углубление духовной жизни тех, кто уже стал христианином.