ПОСНО́В МИХАИЛ ЭММАНУИЛОВИЧ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОСНО́В Михаил Эммануилович (1873, Рязанская губ. – 13.10.1931, София), рус. православный богослов, библеист, историк Церкви, писатель. Окончил Киевскую духовную академию (КДА; 1898), преподавал в ней библейскую историю, историю Древней церкви, был субинспектором; ординарный профессор (1919). В 1908 избран приват-доцентом ун-та Св. Владимира в Киеве по кафедре истории Церкви. С 1919 в эмиграции в Болгарии. Профессор догматики и истории Церкви Софийского ун-та (с 1919).
Итогом изучения П. жизни евр. народа в послепленный период стала серия публикаций в «Трудах Киевской духовной академии», а также монография «Иудейство: (К характеристике внутренней жизни еврейского народа в послепленное время)» (1906), в которой рассматриваются вопросы иудейского мессианства, формирования течений и сект внутри иудейства, вопросы о мужах Великой синагоги (собрание евр. старейшин под предводительством Ездры), возникновения апокалиптич. лит-ры. В докторской работе «Гностицизм II века и победа Христианской Церкви над ним» (1917) П., исследуя сущность гностицизма и его влияния на древнюю христианскую Церковь, пришёл к выводу, что развитие гностич. идей было тесно связано с самарянскими религ. воззрениями; гностицизм можно рассматривать как естественное приготовление языч. мира к христианству, в то же время он представлял собой религ. мировоззрение, стремившееся встать на место христианства. Значение гностицизма в том, что он ускорил оформление организации Церкви в кон. 2 в.
Актуальным проблемам своего времени посвящены работы П.: «К вопросу об учреждении богословских факультетов» (1906), «О римском католицизме» (1908), «Человеческий труд с библейской и культурной точки зрения» (1908), «Христианская Церковь и современная жизнь» (1909). В работах «Первая христианская община и коммунизм» (1909), «О личности Основателя Христианской Церкви» (1910) П. критически рассмотрел рационалистич. и натуралистич. воззрения Г. Э. Г. Паулюса (1761–1851), Д. Ф. Штрауса, Ж. Э. Ренана и др. представителей отрицательной библейской критики. Неск. статей по библейской истории П. написал для «Православной богословской энциклопедии». Неоконченной осталась его работа «История Христианской Церкви (до разделения церквей – 1054 г.)».