ГЕНИЗА́
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЕНИЗА́ (евр. גניזה), хранилище пришедших в негодность рукописей священных книг (Танах, Талмуд и др.), их фрагментов, свитков, содержащих имена или эпитеты Бога, а также предметов синагогального обихода и ритуала, уничтожение которых воспрещается евр. религ. нормами. Наряду со священными текстами, в Г. могли также храниться документы, важные для внутр. духовной жизни общин: решения духовных судов, общинные записи, переписка с галахич. авторитетами и т. п.
Наибольшей известностью, по причине обнаружения в ней сотен уникальных рукописей, пользуется Г. синагоги Эзра в Фустате (Старый Каир), основанной в 882 на месте полуразрушенной коптской ц. Св. Михаила. В Европе о существовании Каирской Г. стало известно в 18–19 вв.; к её осмотру в 1753 был допущен нем. путешественник и книготорговец Симон фон Гельдерн (1720–88), в 1864 – писец ашкеназской общины Иерусалима Яков Сапир (1822–85). Во 2-й пол. 19 в. некоторые фрагменты рукописей из Каирской Г. удалось тайно вывезти караимскому литератору, антиквару и коллекционеру А. Фирковичу (1787–1874), а также известному евр. лексикографу А. Гаркави (1863–1939).
Науч. интерес к рукописям Каирской Г. особенно усилился после 1896, когда кембриджскому гебраисту С. Шехтеру (1847–1915) в ходе его Каирской экспедиции удалось идентифицировать один из фрагментов рукописи как ранее неизвестный евр. текст Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова (ныне в собрании Бодлианской б-ки Оксфордского ун-та). Также в собрании Каирской Г. были обнаружены фрагменты греч. переводов Ветхого Завета, выполненных Аквилой, древние палестинские, вавилонские и испанские пиюты (произведения, относящиеся к евр. литургич. поэзии), ашкеназские литургич. поэмы, рукописи 13 и 15 вв. на идише. В 1897 Шехтером в Англию было вывезено ок. 140 тыс. фрагментов манускриптов, что открыло европ. науч. общественности ценнейшие рукописи 8–19 вв., касающиеся истории евр. общин мн. областей Ближнего Востока, их духовной и религ. жизни, а также участия этих общин в экономич. жизни региона и отношений с мусульм. населением и правителями (особенно важны документы 10–13 вв. – эпохи Фатимидов и Айюбидов). Обнаруженные документы позволили также уточнить данные о жизни и творчестве богослова Йосефа аль-Файюми (ок. 842–942), Галеви, Маймонида и др. Наиболее древние рукописи Каирской Г. датированы сер. 8 в. Б. ч. рукописей ныне распределена между собранием Тейлора – Шехтера Кембриджского ун-та и коллекцией Евр. теологич. семинарии в Нью-Йорке; единичные памятники находятся в библиотеках Лондона, Оксфорда, Парижа, Вены, Будапешта, С.-Петербурга, Филадельфии. Исследования Г. др. древних синагог, в частности в Триполи и Иерусалиме, а также в Феодосии и Люблине, ценных рукописей не выявили.