Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЫСОКОПЕТРО́ВСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 138-139

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Аксючиц-Лаушкина; И. Л. Бусева-Давыдова (архитектура)

ВЫСОКОПЕТРО́ВСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ (Пе­тро­пав­лов­ский, с нач. 18 в. Вы­со­ко­пет­ров­ский во имя свт. Пет­ра, ми­тро­по­ли­та Мо­с­ков­ско­го, муж­ской мо­на­стырь). По мо­на­стыр­ско­му пре­да­нию, ос­но­ван в Москве кн. Ива­ном I Да­ни­ло­ви­чем Ка­ли­той; впер­вые упо­ми­на­ет­ся в ле­то­пи­си под 1379.

Вхо­дил в сев. обо­ро­ни­тель­ное по­лу­коль­цо мо­на­сты­рей-кре­по­стей, за­щи­щав­ших Мо­ск­ву. Во вре­мя поль­ско-ли­тов. ин­тер­вен­ции за­нят от­ря­да­ми Пер­во­го опол­че­ния (1611). К сер. 17 в. имел св. 500 кре­стьян­ских дво­ров, в 1700 – св. 600, а так­же тор­го­вые лав­ки, до­ма и пр.; в 1903 вла­дел до­ход­ным до­мом на ул. Пет­ров­ка в Мо­ск­ве. С 1682 стал ро­до­вой усы­паль­ни­цей На­рыш­ки­ных. По­сле се­ку­ля­ри­за­ции мо­на­стыр­ских зе­мель в 1764 В. м. от­не­сён ко 2-му клас­су, имел ста­тус став­ро­пи­ги­аль­но­го (1764–75), с 1775 стал епар­хи­аль­ным. С 1860-х гг. бла­го­да­ря митр. Фи­ла­ре­ту (Дроз­до­ву) мо­на­стырь стал круп­ным цен­тром ду­хов­но­го про­све­ще­ния. До 1903 здесь раз­ме­ща­лись Моск. об-во лю­би­те­лей ду­хов­но­го про­све­ще­ния, епар­хи­аль­ная биб­лио­те­ка, склад то­го же об-ва по рас­про­стра­не­нию ду­хов­но-нрав­ст­вен­ных книг, Ду­хов­но-цен­зур­ный ко­ми­тет.

В 1919 В. м. был офи­ци­аль­но за­крыт, его тер­ри­то­рия пе­ре­да­на ГИМу; по­ме­ще­ния ис­поль­зо­ва­лись разл. уч­ре­ж­де­ния­ми. Но, не­смот­ря на это, до 1926 мо­на­стырь слу­жил ме­сто­пре­бы­ва­ни­ем ар­хие­ре­ев, ли­шён­ных ка­федр по на­стоя­нию вла­стей, и пред­ста­ви­те­лей ду­хо­вен­ст­ва, вер­нув­ших­ся из ссыл­ки. В 1929 ве­рую­щие окон­ча­тель­но бы­ли из­гна­ны с тер­ри­то­рии мо­на­сты­ря. В 1959 ком­плекс по­стро­ек В. м. пе­ре­дан Мин-ву куль­ту­ры. В не­сколь­ко эта­пов про­во­ди­лась рес­тав­ра­ция мо­на­сты­ря (1952–61, 1979–86, 1992), ко­то­рая про­дол­жа­ет­ся и в нач. 21 в. В 1992 В. м. воз­вра­щён РПЦ. С 1993 име­ет ста­тус Пат­ри­ар­ше­го под­во­рья. Сре­ди свя­тынь мо­на­сты­ря: ков­чеж­цы с час­ти­ца­ми мо­щей прп. Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го, прп. Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, сщмч. Фад­дея (Ус­пен­ско­го); ико­на апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла с час­ти­ца­ми мо­щей, ко­пия чти­мой Влахерн­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (1701), чу­до­твор­ный спи­сок с Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (с 1849). С нач. 21 в. в мо­на­сты­ре рас­по­ло­жен Си­но­даль­ный от­дел ре­лиг. об­ра­зо­ва­ния и ка­те­хи­за­ции РПЦ и Рос. пра­во­слав­ный ун-т Св. Ио­ан­на Бо­го­сло­ва.

Архитектура

Высокопетровский монастырь. Братские кельи. 17 в. Фото В. М. Паппе
Высокопетровский монастырь. Справа надвратная церковь Преподобного Пахомия Великого с колокольней. 1753–57. Архитектор Д. В. Ухтомский (?). Слева церковь Толгской иконы Божией Матери. 1744–50. Архитек... Фото В. М. Паппе

Де­рев. по­строй­ки В. м. сго­ре­ли при по­жа­ре 1493. Ка­мен­ный храм во имя свт. Пет­ра по­стро­ен по Ука­зу Ва­си­лия III Ива­но­ви­ча в 1514–17 Але­ви­зом Фря­зи­ном (Но­вым), име­ет не­обыч­ную для др.-рус. ар­хи­тек­ту­ры ком­по­зи­цию с 8-ле­пе­ст­ко­вым в пла­не ниж­ним яру­сом и 8-гран­ным верх­ним. В 1680 тер­ри­то­рия В. м. уве­ли­чи­лась вдвое за счёт вклю­че­ния усадь­бы На­рыш­ки­ных; к се­ве­ру и югу от со­бо­ра по­строи­ли 5-гла­вую бес­столп­ную ц. Бо­го­люб­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри – усы­паль­ни­цу На­рыш­ки­ных (1682–85) и тра­пез­ную ц. Сер­гия Ра­до­неж­ско­го (1690–94, пер­во­на­чаль­но бы­ла од­но­гла­вой). Над Свя­ты­ми во­ро­та­ми, про­лёт ко­то­рых ори­ен­ти­ро­ван на вход в Бо­го­люб­скую ц., воз­ве­ли ко­ло­коль­ню с ц. По­кро­ва (1694). Все по­строй­ки 17 в., вклю­чая брат­ские ке­льи, ук­ра­ше­ны бо­га­тым де­ко­ром из бе­ло­го кам­ня и тё­са­но­го кир­пи­ча. В 1744–50 в ог­ра­ду на­про­тив зап. вхо­да в со­бор встрои­ли не­боль­шую од­но­гла­вую ц. Толг­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (пред­по­ло­жи­тель­но арх. И. Ф. Ми­чу­рин), в 1753–1757 над ста­ры­ми во­ро­та­ми на­рыш­кинско­го дво­ра по­ста­ви­ли од­но­гла­вую ц. Прп. Па­хо­мия Ве­ли­ко­го с 8-гран­ным верх­ним яру­сом (пред­по­ло­жи­тель­но арх. Д. В. Ух­том­ский).

Ар­хи­тек­ту­ра. Лит.: Гри­го­рий [Вои­нов], ар­хим. Вы­со­ко­пет­ров­ский мо­на­стырь в Мо­ск­ве. М., 1873; Па­мят­ни­ки ар­хи­тек­ту­ры Мо­ск­вы: Бе­лый го­род. М., 1989; Бе­ля­ев Л. А. Древ­ние мо­на­сты­ри Мо­ск­вы (кон. XIII – нач. XV вв.) по дан­ным ар­хео­ло­гии. М., 1994; Иг­на­тия (Пет­ров­ская), мон. Вы­со­ко-Пет­ров­ский мо­на­стырь в 20–30 гг. // Аль­фа и оме­га: Уч. зап. Об­ще­ст­ва для рас­про­стра­не­ния Свя­щен­но­го Пи­са­ния в Рос­сии. 1996. № 1; Вы­со­ко-Пет­ров­ский мо­на­стырь: Пат­ри­ар­шее под­во­рье. М., 2004.

Вернуться к началу