ОДО́Н КЛЮНИ́ЙСКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОДО́Н КЛЮНИ́ЙСКИЙ (Odo Cluniacensis) (ок. 879 – 18.11.942, Тур; похоронен в Л’Иль-Журдене, ныне деп-т Жер, Франция), франкский религ. деятель, аббат мон. Клюни (с 926 или 927), католич. святой. Из знатной южнофранкской семьи, с детства предназначался к церковному служению. Воспитывался при дворе герцога Аквитании Гильома I Благочестивого. В 19 лет стал каноником собора в Туре, учился в Париже у богослова и церковного писателя Ремигия Осерского (ум. 908). В 903 вернулся в Тур. Ок. 909 под влиянием Бернона, аббата мон. Бом (с 909 или 910 – также 1-й аббат Клюни), принял монашество и вступил в мон. Бом, позднее стал там главой монастырской школы. По завещанию Бернона, после его смерти, монахи Клюни избрали О. К. своим аббатом. О. К. проявил себя как умелый администратор, укрепив престиж и материальное положение Клюни и установив дружеские отношения со многими светскими магнатами Западно-Франкского королевства. Во внутримонастырской жизни осуществлял преобразования, направленные на строгое соблюдение Устава св. Бенедикта, превратив Клюни в один из гл. центров церковной реформы в Зап. Европе (см. Клюнийская реформа). Этот статус Клюни был закреплён буллой (931) папы Римского Иоанна XI (931–936), ставившей аббатство в непосредственное подчинение Св. Престолу и разрешавшей его аббатам принимать под свою юрисдикцию др. монастыри с целью их реформирования. Благодаря поддержке папства и светских сеньоров О. К. смог добиться осуществления аналогичных клюнийским реформ в ряде монастырей в Западно-Франкском королевстве и Италии; некоторые из них вошли при этом в клюнийскую конгрегацию (см. Конгрегация религиозная). По просьбе пап Льва VII (936–939) и Стефана VIII (939–942) О. К. неоднократно посещал Италию (936, 938/939, 941/942), выступая посредником при разрешении церковных и светских конфликтов. Почитание О. К. возникло в Клюни вскоре после его смерти, первое житие было написано в сер. 10 в. его учеником Иоанном Салернским.
О. К. принадлежат сочинения по библейской экзегезе и Священной истории («Толкование на Книгу Иова», основанное на аналогичном сочинении папы Римского Григория I Великого; поэма в 7 кн. «Occupatio», посвящённая проблеме искупления), сборник высказываний отцов Церкви на моральные и богословские темы («Collationes»), ряд проповедей и богослужебных песнопений, а также жития Григория Турского и Геральда, графа Орильякского (ок. 855–909), друга и одного из покровителей О. К. «Житие св. Геральда» оказало особенно сильное влияние на ср.-век. зап. житийную лит-ру, поскольку в нём впервые был представлен образ знатного мирянина, стремящегося к нравств. самосовершенствованию и одновременно реализующего в мирской жизни идеалы справедливости и разумного управления.
День памяти по календарю Римско-католич. церкви – 18 нояб. (в литургич. календаре бенедиктинцев также 29 апреля).