НИКОЛА́Й I МИ́СТИК
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НИКОЛА́Й I МИ́СТИК (Νιϰόλαος ὁ Μυστιϰός ) (852, место рождения неизв. – 15.5.925, Константинополь), патриарх Константинопольский (1.3.901 – февр. 907 и с 15.5.912). Возможно, итал. происхождения. Ученик (по др. данным, родственник или крёстный сын) патриарха Фотия, после его низложения удалился в мон. Св. Трифона в Халкидоне, где принял постриг. Вскоре был назначен личным секретарём (мистиком) имп. Льва VI Мудрого.
Деятельность Н. I М. на патриаршем престоле хорошо освещена в источниках, однако многие из них («Житие патриарха Евфимия», сочинения Арефы, архиеп. Кесарии Каппадокийской) характеризуются предвзятым отношением: обоснованность ряда обвинений, выдвинутых в них против Н. I М. (участие в покушении на имп. Льва VI в 903, в мятеже Андроника Дуки), остаётся под сомнением. В годы его патриаршества гл. конфликт в церковно-политич. жизни Византии был связан с вопросом о 4-м браке Льва VI с Зоей Карвонопсидой. Н. I М. резко осудил этот брак, за что был низложен и отправлен в ссылку, патриархом стал Евфимий (907–912). Восстановление Н. I М. на кафедре после смерти Льва VI и его решение низложить поставленных Евфимием епископов вызвало новый раскол, который продолжался до 920, когда соборным решением был принят «Томос единения», подтвердивший недопустимость четверобрачия. В период регентства после кончины имп. Александра (6.6.913) Н. I М. фактически стал во главе правительства, активно участвуя во внешнеполитич. сношениях империи с арабами (послания халифу и эмиру Крита об обмене пленными) и болгарами. В февр. 914, несмотря на противодействие Н. I М., к власти вернулась Зоя Карвонопсида, позиции патриарха при дворе пошатнулись. Ему удалось ненадолго вернуть влияние в 918, когда воен. поражения в войне с болгарами сделали положение правительства Зои менее прочным. При имп. Романе I Лакапине Н. I М. вновь обратился к дипломатич. деятельности (переписка и переговоры с болг. царём Симеоном).
Лит. наследие Н. I М. представлено корпусом писем (ок. 160), которые были созданы по преимуществу после 913 и, несмотря на кажущуюся клишированность и риторичность, представляют собой ценный источник по политич. и церковной истории, а также славяно-визант. и арабо-визант. дипломатии. Ему принадлежат также гомилия на падение Фессалоники (авг. 904), литургич. поэзия (стихира, канон Пресвятой Богородице), трактат о четверобрачии.