НЕ́ККАМ АЛЕКСАНДР
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕ́ККАМ, Некам (Neckham, Neckam, Nequam) Александр (8.9.1157, Сент-Олбанс, графство Хартфордшир – 31.3.1217, Кемпси, графство Вустершир; похоронен в г. Вустер), англ. католич. богослов, учёный-энциклопедист, поэт, регулярный каноник-августинец. Раннее детство провёл при дворе англ. короля Генриха II, т. к. его мать была кормилицей принца Ричарда (будущего короля Ричарда Львиное Сердце). Учился в монастырской школе в Сент-Олбансе, затем в Парижском ун-те (ок. 1175–82), где получил степень магистра. Вернувшись в Англию, преподавал «свободные искусства» и богословие в монастырских школах в Данстабле и Сент-Олбансе, в 1190-е гг. – в Оксфордском ун-те. Ок. 1200 вступил в монастырь регулярных каноников-августинцев в Сайренсестере (графство Глостершир), с 1213 аббат этого монастыря. По-видимому, в Сайренсестере Н. продолжал преподавательскую деятельность, к этому времени относят большинство сохранившихся его сочинений. В составе англ. делегации участвовал в IV Латеранском соборе 1215 (см. Латеранские соборы).
Наибольшую известность Н. принесли энциклопедич. сочинения: прозаич. «О природе вещей» («De naturis rerum», вероятно, между 1200 и 1213) и стихотв. «Хвала божественной мудрости» («Laus sapientiae divinae», после 1213). В «Зерцале размышлений» («Speculum speculationum», вероятно, между 1200 и 1213), гл. богословском труде Н. (не окончен), систематически изложено католич. вероучение; для решения богословских вопросов автор активно использовал аристотелевскую логику и диалектику; большой интерес представляет содержащаяся в 1-й кн. трактата полемика с дуалистич. взглядами катаров. Поэтич. наследие Н. включает переложения античных басен («Novus Aesopus», «Novus Avianus», 1170–90-е гг.) и поэму «Похвала вину» («De commendatione vini», после 1213), в которой прослеживаются параллели с поэзией вагантов. Среди др. сочинений – комментарии на Священное Писание (на Книгу Экклезиаста, Притчей Соломоновых книгу, Песнь Песней книгу, вероятно, между 1200 и 1213) и на трактат Марциана Капеллы «О браке Филологии и Меркурия» (1170–90-е гг.), лексико-грамматич. трактаты «О наименовании повседневных вещей» («De nominibus utensilium», 1170–90-е гг.), «Вопросы Прометея» («Corrogationes Promethei», вероятно, между 1200 и 1213), «Священник у алтаря» («Sacerdos ad altare», вероятно, между 1200 и 1213), проповеди, религ. гимны, письма.
В филос. и науч. трактатах Н. присутствуют мн. типичные идеи франц. христианской платонич. натурфилософии 12 в. Наряду с этим, Н. проявлял большой интерес к доступным в его время сочинениям Аристотеля и его араб. комментаторов (гл. обр. Ибн Сины), а также к новейшим достижениям науки (был знаком с трудами медиков Салернской школы, первым из европейцев описал компас и т. д.). Особое внимание Н. уделял чудесным и экзотич. явлениям, которые он, как правило, трактовал в морально-богословском ключе.