МУ́ДРА
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МУ́ДРА (санскр. mudrā, букв. – печать), 1) жест, имеющий фиксированное символич. и ритуальное значение в обрядах, иконографии и духовных практиках инд. религий, особенно буддизма и индуизма, в классич. школах инд. танца и актёрской игры, а также в боевых искусствах Индии. В осн. М. исполняются пальцами одной или обеих рук, но некоторые М. требуют участия лица и даже всего тела. Большинство божественных персонажей и святых буддийского и индуистского пантеонов имеют свои характерные мудры.
Основные М. в буддийской иконографии связаны с историей жизни Будды Шакьямуни: абхая-М. (жест бесстрашия) символизирует умиротворение, пресечение беспокойства (по легенде, Будда «укротил» этим взбешённого слона); бхумиспарша-М. (жест прикосновения к земле) означает правдивость, истинность (в поединке с Марой Будда этим жестом призвал в свидетели своей правоты землю); дхармачакра-М. (М. поворота колеса учения) символизирует первую проповедь Будды. По мере распространения за пределы Индии буддийские М. получали разное толкование в странах Юго-Вост., Юж., Центр. Азии и Дальнего Востока. Напр., в Японии модифицированная абхая-М. служит символом буддийской школы Сингон.
М. составляют часть практики хатха-йоги. Им приписывается способность направлять энергетич. потоки и тем самым оказывать влияние на физич. и психич. состояние человека. М. имеют большое значение в ритуальной практике вишнуизма, шиваизма и шактизма, они символизируют не только качества или действия божеств, но и мантры, а также абстрактные идеи, выражаемые мантрами. Считается, что М. придают ритуальному действию законченный и авторитетный характер, являясь своего рода печатью (буквальное значение слова «М.») божества. Различают очистительные М., связанные с подготовкой к ритуалу, М., с помощью которых божество появляется, чтобы принять участие в ритуале, М. подношения (пуджа). В тантризме утверждается, что через подражание характерным М. того или иного божества адепт сам становится этим божеством: приносит себя в жертву божеству, а взамен получает божественную личность.
Свою символику имеют театральные М. В трактате по театральному иск-ву «Натья-шастра» они делятся на исполняемые одной рукой (24 вида) и исполняемые двумя руками (13 видов).
2) В тантристской практике панча-макара (пять «М.»; см. Тантризм) М. называются жареные зёрна, используемые как афродизиаки.
3) В тантризме М. называется также женщина-партнёрша по митхуне, воплощающая богиню энергии Шакти.