МИНУ́ЦИЙ ФЕ́ЛИКС
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИНУ́ЦИЙ ФЕ́ЛИКС Марк (Marcus Minucius Felix) (кон. 2 – 1-я пол. 3 вв.), раннехристианский лат. апологет. Происходил из Сев. Африки, вероятно из г. Цирта (ныне г. Константина, Алжир). Переехал в Рим, где работал адвокатом; возможно, в качестве юриста участвовал в судебных процессах над христианами, но впоследствии обратился в христианство.
Единственное сочинение М. Ф. – апология «Октавий» («Octavius»), написанная в Риме между 170 и 248, предположительно в 225. Текст апологии сохранился в единственной рукописи 9 в., в которой она ошибочно представлена как «восьмая книга» (liber octavus) соч. «Против язычников» («Adversus nationes» или «Adversus gentes») лат. апологета Арнобия Старшего. В таком виде апология впервые опубликована в Риме в 1543. Однако в 1560 установлено имя подлинного автора. «Октавий» представляет собой филос. апологию, написанную в форме диалога между язычником Цецилием Наталием и христианином Октавием Януарием, другом М. Ф. Образцом для неё послужили гл. обр. диалоги Цицерона и Сенеки. Аргументы Цецилия о ценности традиц. религии последовательно опровергаются в речи Октавия, в результате чего Цецилий обращается в христианство. Характерная черта сочинения – отсутствие в нём прямых цитат из Библии и многократное цитирование языческих авторов, однако имеются скрытые библейские цитаты и множество параллелей с сочинениями др. раннехристианских апологетов. Несмотря на то, что в «Октавии», адресованном языческой аудитории, не затрагиваются важнейшие темы христианской догматики, М. Ф. вместе с Тертуллианом стоит у истоков зап. богословской традиции. Между «Октавием» и апологетич. сочинениями Тертуллиана («Апологетик», «К язычникам», «О свидетельстве души», «О венке воина» и др.) отмечается значит. сходство и даже буквальные совпадения. До сих пор остаётся открытым вопрос, был ли у М. Ф. и Тертуллиана общий источник или один из них пользовался сочинением другого; большинство исследователей отдают приоритет Тертуллиану.
В апологии М. Ф. сообщал о намерении написать ещё одно сочинение против языческих представлений о судьбе. Во времена Иеронима Блаженного было известно сочинение с похожим названием – «О судьбе, или Против астрологов», однако Иероним считал, что оно не могло принадлежать Минуцию Феликсу.