Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИНУ́ЦИЙ ФЕ́ЛИКС

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 415

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Р. Фокин

МИНУ́ЦИЙ ФЕ́ЛИКС Марк (Marcus Mi­nu­cius Felix) (кон. 2 – 1-я пол. 3 вв.), ран­не­хри­сти­ан­ский лат. апо­ло­гет. Про­ис­хо­дил из Сев. Аф­ри­ки, ве­ро­ят­но из г. Цир­та (ныне г. Кон­стан­ти­на, Ал­жир). Пе­ре­ехал в Рим, где ра­бо­тал ад­во­ка­том; воз­мож­но, в ка­че­ст­ве юри­ста уча­ст­во­вал в су­деб­ных про­цес­сах над хри­стиа­на­ми, но впо­след­ст­вии об­ра­тил­ся в хри­сти­ан­ст­во.

Един­ст­вен­ное со­чи­не­ние М. Ф. – апо­ло­гия «Ок­та­вий» («Octavius»), на­пи­сан­ная в Ри­ме ме­ж­ду 170 и 248, пред­по­ло­жи­тель­но в 225. Текст апо­ло­гии со­хра­нил­ся в един­ст­вен­ной ру­ко­пи­си 9 в., в ко­то­рой она оши­боч­но пред­став­ле­на как «вось­мая кни­га» (liber octavus) соч. «Про­тив языч­ни­ков» («Adversus natio­nes» или «Adversus gentes») лат. апо­ло­ге­та Ар­но­бия Стар­ше­го. В та­ком ви­де апо­ло­гия впер­вые опуб­ли­ко­ва­на в Ри­ме в 1543. Од­на­ко в 1560 ус­та­нов­ле­но имя под­лин­но­го ав­то­ра. «Ок­та­вий» пред­став­ля­ет со­бой фи­лос. апо­ло­гию, на­пи­сан­ную в фор­ме диа­ло­га ме­ж­ду языч­ни­ком Це­ци­ли­ем На­та­ли­ем и хри­стиа­ни­ном Ок­та­ви­ем Януа­ри­ем, дру­гом М. Ф. Об­раз­цом для неё по­слу­жи­ли гл. обр. диа­ло­ги Ци­це­ро­на и Се­не­ки. Ар­гу­мен­ты Це­ци­лия о цен­но­сти тра­диц. ре­ли­гии по­сле­до­ва­тель­но оп­ро­вер­га­ют­ся в ре­чи Ок­та­вия, в ре­зуль­та­те че­го Це­ци­лий об­ра­ща­ет­ся в хри­сти­ан­ст­во. Ха­рак­тер­ная чер­та со­чи­не­ния – от­сут­ст­вие в нём пря­мых ци­тат из Биб­лии и мно­го­крат­ное ци­ти­ро­ва­ние язы­че­ских ав­то­ров, од­на­ко име­ют­ся скры­тые биб­лей­ские ци­та­ты и мно­же­ст­во па­рал­ле­лей с со­чи­не­ния­ми др. ран­не­хри­сти­ан­ских апо­ло­ге­тов. Не­смот­ря на то, что в «Ок­та­вии», ад­ре­со­ван­ном язы­че­ской ау­ди­то­рии, не за­тра­ги­ва­ют­ся важ­ней­шие те­мы хри­сти­ан­ской дог­ма­ти­ки, М. Ф. вме­сте с Тер­тул­лиа­ном сто­ит у ис­то­ков зап. бо­го­слов­ской тра­ди­ции. Ме­ж­ду «Ок­та­ви­ем» и апо­ло­ге­тич. со­чи­не­ния­ми Тер­тул­лиа­на («Апо­ло­ге­тик», «К языч­ни­кам», «О сви­де­тель­ст­ве ду­ши», «О вен­ке вои­на» и др.) от­ме­ча­ет­ся зна­чит. сход­ст­во и да­же бу­к­валь­ные сов­па­де­ния. До сих пор ос­та­ёт­ся от­кры­тым во­прос, был ли у М. Ф. и Тер­тул­лиа­на об­щий ис­точ­ник или один из них поль­зо­вал­ся со­чи­не­ни­ем дру­го­го; боль­шин­ст­во ис­сле­до­ва­те­лей от­да­ют при­ори­тет Тер­тул­лиа­ну.

В апо­ло­гии М. Ф. со­об­щал о на­ме­ре­нии на­пи­сать ещё од­но со­чи­не­ние про­тив язы­че­ских пред­став­ле­ний о судь­бе. Во вре­ме­на Ие­ро­ни­ма Бла­жен­но­го бы­ло из­вест­но со­чи­не­ние с по­хо­жим на­зва­ни­ем – «О судь­бе, или Про­тив ас­т­ро­ло­гов», од­на­ко Ие­ро­ним счи­тал, что оно не мог­ло при­над­ле­жать Ми­ну­цию Фе­лик­су.

Соч.: Migne PL. Т. 3. Col. 231–360; Octavi­us / Ed. B. Kytzler. Lpz., 1982. Stuttg., 1992; Ок­та­вий / Пер. прот. П. Пре­об­ра­жен­ско­го // Ран­не­хри­сти­ан­ские цер­ков­ные пи­са­те­ли: Ан­то­ло­гия. М., 1990.

Лит.: Becker C. Der «Octavius» des Minu­cius Felix. Heidnische Philosophie und früh­christ­liche Apologetik. Münch., 1967; Ки­при­ан (Керн), ар­хим. Пат­ро­ло­гия. Па­риж; М., 1996. С. 153–155; Са­гар­да Н. И. Лек­ции по пат­ро­ло­гии: I–IV вв. М., 2004. С. 342–354; Альб­рехт М. фон. Ис­то­рия рим­ской ли­те­ра­ту­ры: от Ан­д­ро­ни­ка до Бо­эция... М., 2005. Т. 3. С. 1690–1705; Фо­кин А. Р. Ла­тин­ская пат­ро­ло­гия. М., 2005. Т. 1. С. 28–43.

Вернуться к началу