КУБРА́ АБУ-ЛЬ-ДЖАННАБ АХМАД ИБН ОМАР НАДЖМ АД-ДИН
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУБРА́ Абу-ль-Джаннаб Ахмад ибн Омар Наджм ад-Дин (1145, Хорезм – 1220, Гургандж, близ Хорезма), перс. мистик и богослов, основавший суфийское братство, названное в его честь Кубравией. С юношеского возраста много странствовал в поисках знаний. Интерес К. к суфизму пробудился в Египте, в кружке перс. шейха из братства Сухравардия Рузбихана аль-Ваззана аль-Мисри (ум. 1189), на дочери которого К. женился. Из Египта он отправился в Иран, где стал мистиком под влиянием шейха Баба Фараджа Табризи и был инициирован в суфизм шейхом Исмаилом аль-Кисри (ум. 1193). В 1185 К. был направлен Рузбиханом для проповеди суфизма на родину, где основал обитель (ханака) и приобрёл немало последователей, включая известного поэта-мистика Наджм ад-Дина ар-Рази (ум. 1256) и Аля ад-Дауля Симнани (ум. 1336), за что был прозван «ваятелем великих мужей» (шейх-и валитараш). (Симнани превратил Кубравию в 14 в. в наиболее влият. братство Кашмира.) К. погиб во время взятия Хорезма монголами, сражаясь во главе отряда учеников; похоронен в своей ханаке. Могила К. на месте его гибели в пос. Куня-Ургенч привлекает паломников из разл. стран Ср. Азии.
К. создал школу мистич. познания Бога. Согласно его учению, человек как микрокосм заключает в себе всё, что присутствует в сотворённом Богом мире, и может последовательно постичь все Божественные свойства, за исключением сущности милостивого и милосердного Аллаха. Непрестанная концентрация внимания на именах Божиих в уединении ведёт суфия к мистич. прозрению. Для восхождения по этому пути необходимы ритуальная чистота, пост, уход от мирского и полное подчинение воли наставнику. Правила поведения ученика (мюрид) К. сформулировал в виде 10 принципов, составивших основу Кубравии. Он дал градацию цветосветовой символики образов, которые видит неофит во время мистич. упражнений, разработал теорию духовных центров человеческого сознания и духа (латаиф). Свои взгляды К. изложил в трактатах на араб. яз., важнейшим из которых является «Фаваих аль-джамаль ва-фаватих аль-джалаль» («Сияние красоты и начала величия»).