ИЛАРИО́Н
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИЛАРИО́Н (Троицкий Владимир Алексеевич) [13(25).9.1886, с. Липицы Каширского у. Тульской губ. – 28.12.1929, Ленинград], архиепископ Верейский, викарий Моск. епархии, богослов, святой Рус. православной церкви.
Родился в семье священника. Братья И., Димитрий и Алексей, также приняли священство (Димитрий впоследствии стал архиеп. Брянским с монашеским именем Даниил). Окончил Тульскую семинарию (1906), Моск. духовную академию (МДА, 1910), был оставлен при МДА профессорским стипендиатом. C авг. 1911 доцент МДА по кафедре Священного Писания Нового Завета. В 1908 путешествовал по христианскому Востоку, а в 1912 – по Зап. Европе. В дек. 1912 защитил магистерскую дис. «Очерки из истории догмата о Церкви», магистр богословия (янв. 1913). В марте 1913 принял монашеский постриг в скиту Параклита Троице-Сергиевой лавры, архимандрит (июль 1913). Инспектор, проф. (1913), и. о. ректора (май – сент. 1917), помощник ректора (окт. 1917 – апр. 1920) МДА. Представитель МДА на Поместном соборе Рус. православной церкви 1917–18, где выступил за восстановление патриаршества в Рус. церкви. Позднее секретарь и один из ближайших помощников патриарха Тихона по управлению Моск. епархией. От лица Моск. патриархата вёл переговоры с представителями сов. власти. В 1920 патриархом Тихоном рукоположен в епископа Верейского, викария Моск. епархии и в 1923 возведён в сан архиепископа.
Дважды арестован «за антисоветскую деятельность» и заключён на короткие сроки в 1918–22. В июне 1922 выслан в Архангельск. По возвращении в Москву в июне 1923 активно боролся против обновленческой «Живой церкви», вёл публичные диспуты с раскольниками и переговоры о возвращении обновленческих приходов в лоно Рус. православной церкви. В июле 1923 заново освятил Собор московского Сретенского мон., который занимали обновленцы. В нояб. 1923 осуждён на трёхлетнюю ссылку на Соловки. Принимал участие в составлении «Соловецкого послания» православных епископов к правительству СССР (июль 1926). Резко критиковал антицерковную политику сов. правительства и чрезмерную лояльность по отношению к власти главы Церкви митр. Сергия (Страгородского), однако считал необходимым всячески избегать внутрицерковного раскола. Пользовался исключит. авторитетом среди заключённого на Соловках духовенства, неоднократно выбирался старшим архиереем. По истечении срока заключения на Соловках за отказ от сотрудничества с ГПУ осуждён ещё на три года (нояб. 1926). Накануне освобождения из заключения И. «как социально опасный элемент» был вновь приговорён к трём годам тюрьмы (окт. 1929) и отправлен в Казахстан, но по дороге заболел сыпным тифом и вскоре умер.
И. принадлежит к кругу последователей славянофильства. Часто полемизировал с представителями зап. академич. богословия. Православное богословие И. опиралось на святоотеческие источники. Он считал, что богословие и подвижническая жизнь неразделимы. Гл. тема его богословских трудов – экклезиология (учение о Церкви). И. излагал новозаветное учение о Церкви и его последующее развитие в полемике с ересями гностицизма, монтанизма и донатизма. Экклезиология И. испытала влияние А. С. Хомякова и митр. Антония (Храповицкого). И. подчёркивал значение соборности Церкви, уподобляя её единство единству Св. Троицы. В то же время его учение о Церкви носит универсальный и клерикальный характер и относится к ригористическому, икономическому (см. Икономия) направлению, отрицающему благодатность др. христианских конфессий. Данное направление подвергалось критике за отрицание действительности таинств в инославии [митр. Сергий (Страгородский), прот. Г. Флоровский и др.]. Вызвала серьёзную критику и сотериология И., в которой Боговоплощение превалирует над спасительным значением Крестной жертвы Христа. Большой резонанс вызвали апологетические статьи И., отстаивавшего невозможность христианства вне Церкви и раскрывавшего смысл Церкви как союза любви верующих, соединённых Христом в Своём Теле благодатью Святого Духа.
Мощи находятся в Сретенском мон. Москвы (обретены 24 июля 1998). Причислен к лику новомучеников и исповедников российских в 2000.
Дни памяти – 15(28) декабря, 10(23) августа.