Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИДА́М

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 692

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. В. Вальков

ИДА́М, йи­дам (ти­бет. yi-dam, yi-dam lha – обет­ное бо­же­ст­во; со­от­вет­ст­ву­ет санскр. iṣṭadevata̅ – же­лан­ное бо­же­ст­во), в буд­диз­ме вад­жрая­ны, а так­же в тан­трич. прак­ти­ке – бо­же­ст­во, вы­сту­паю­щее объ­ек­том внутр. ме­ди­та­тив­но­го со­сре­до­то­че­ния прак­ти­кую­ще­го, со­зер­ца­ние ко­торо­го на­прав­ле­но на пол­ное са­мо­ото­жде­ст­в­ле­ние со­зер­цаю­ще­го с со­зер­цае­мым И., на слия­ние и рас­тво­ре­ние в его при­ро­де. По сво­ему зна­че­нию И. рав­но­цен­ны буд­дам, по­то­му са­мо­ото­жде­ст­в­ле­ние со­зер­цаю­ще­го с И. яв­ля­ет­ся дей­ст­вен­ным спо­со­бом дос­ти­же­ния со­стоя­ния про­буж­дён­но­го соз­на­ния (бод­хи). И. раз­де­ля­ют­ся на муж­ские и жен­ские, а так­же на «спо­кой­ные» (ти­бет. zhi-ba, санскр. ça̅nta), «спо­кой­но-гнев­ные» (ти­бет. zhi- khro), «гнев­ные» (ти­бет. khro-bo, санскр. krodha), чем обу­слов­ле­ны так­же осо­бен­но­сти их ико­но­гра­фии. От­ли­чит. ико­но­гра­фич. осо­бен­но­стью «гнев­ных» И. яв­ля­ет­ся ко­ро­на (диа­де­ма) из 5 че­ре­пов, сим­во­ли­зи­рую­щих 5 по­бе­ж­дае­мых «ядов»-кле­шей (ти­бет. gdug, nyon-mongs, санскр. kleça): не­ве­де­ние, рев­ность, страсть, за­висть, гнев. В Ти­бе­те рас­про­стра­не­на прак­ти­ка пер­со­на­ли­за­ции И., вы­сту­паю­щих по­кро­ви­те­ля­ми отд. школ, мо­на­сты­рей, ми­рян и лам.

Лит.: Dagyab L. Sh. Tibetan religious art. Wiesbaden, 1977. Pt. 1; Те­рен­ть­ев А. Оп­ре­де­ли­тель буд­дий­ских изо­бра­же­ний. СПб., 2004; Туч­чи Дж. Ре­ли­гии Ти­бе­та. СПб., 2005.

Вернуться к началу