ДИАДО́Х ФОТИКИ́ЙСКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДИАДО́Х ФОТИКИ́ЙСКИЙ (греч. Διάδοχος ὁ Φωτιϰής) (ок. 400 – ок. 480), епископ г. Фотика (Эпир), богослов.
О происхождении и жизни Д. Ф. практически ничего не известно; кратко упоминается у Виктора Витского (5 в.) и Фотия (9 в.). Творения Д. Ф. знаменуют переход от мистических богословских трактатов ранних отцов Церкви к аскетической лит-ре визант. эпохи. Гл. сочинение Д. Ф. – «Сто гностических глав о духовном совершенстве» («Слово подвижническое») – представляет собой введение в аскетику, затрагивающее практические и богословские вопросы: воздержание в пище, отношение к болезням, борьба с искушениями, учение о молитве и имени Иисусовом, ступенях восхождения в любви к Богу. Трактуя библейское выражение о творении человека (Быт. 1:26), Д. Ф. различает «образ Божий», получаемый при рождении и исправляемый при крещении, и «подобие», которое достигается путём непрерывной духовной аскезы. Полемизируя с мессалианами (евхитами; ересь, распространившаяся во 2-й пол. 4 в. в некоторых малоазийских и сирийских монашеских общинах), Д. Ф. выдвигает учение о крещении, согласно которому после совершения этого таинства благодать проникает в глубины разумной души, избавляя её от власти сатаны. При этом, сохраняя свободу воли человека, она не препятствует худым помыслам, проявляя себя лишь при добровольном устремлении души к Богу (гл. 76–89). Д. Ф. не доверяет чувственным видéниям, поскольку обитающие в тленном теле люди лишены возможности ощущать божественное (гл. 36). В «Слове на Вознесение Господне» Д. Ф. формулирует православное христологическое учение о 2 неделимых природах, божественной и человеческой, в одной ипостаси Иисуса Христа. «Видение», написанное в форме вопросов-ответов, посвящено мистич. сошествию славы Божией при крещении Христа Иоанном Предтечей, а также эсхатологии, природе ангелов и др. темам. Приписываемый Д. Ф. катехизис содержит многие его идеи, но, возможно, составлен Симеоном Новым Богословом. Сочинения Д. Ф. пользовались большой популярностью на христианском Востоке, известны они были и на Западе [Померий (ум. после 498), Кесарий Арльский (ум. 542)].