DEVО́TIO MODЕ́RNA
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
DEVО́TIO MODЕ́RNA (лат. devotio moderna – новое благочестие), предреформационное духовное течение в некоторых странах Европы (преим. в Нидерландах, а также в Германии, Швейцарии, Польше), особенностью духовной практики которого была идея мирского аскетизма – поисков спасения не в бегстве от мира, а в исполнении земных обязанностей как религ. заповедей.
Начало оформления D. M. в Нидерландах относится к последней трети 14 в. и связано с деятельностью Г. Грота, призывавшего к возвращению к простому, основанному на заветах раннего христианства, укладу церковной жизни. К кон. 14 в. относится появление в среде девотов («благочестивые»; нидерл. Devoten) первых общин – «братств общей жизни». Члены общин жили совместно, практиковали общие трапезы, труд, общность имущества. Никаких обетов не приносилось, каждый мог выйти из «братства» в любое время. Общины девотов (как мужские, так и женские) располагались в частных домах, не имели единого центра и официально утверждённого устава; в отличие от монастырей девотов в них входили и клирики, и миряне. Ещё при жизни Грота общины девотов появились в Девентере и Кампене. К кон. 15 в. движение девотов распространилось также за пределами Нидерландов. Монастыри и общины девотов располагались в Германии, Швейцарии, Польше. К 1500 в этих областях насчитывалось 97 монастырей девотов, из которых 13 женских и 84 мужских. Многочисл. общины девотов были разбросаны также по городам сев. и юж. областей Нидерландов. К 1460 их число достигло 130. Деятельность общин координировалась и направлялась спец. коллоквиумами, собиравшимися в г. Зволле. Организационным центром всего движения была конгрегация в деревушке Виндесхейм, неподалёку от Зволле.
В целом D. M. можно охарактеризовать как духовное течение, сформировавшееся и развивавшееся в рамках католич. церковной традиции. Критика девотами отд. пороков и недостатков католич. церкви имела целью её усовершенствование и укрепление, а не ниспровержение. Девоты не отрицали церковной обрядности, однако считали её несущественной по сравнению с внутренним религ. чувством.
Принципиальное историч. значение D. M. заключается в значит. воздействии этого духовного течения на нидерл. культуру предреформационного периода. Члены братств активно занимались перепиской и иллюминированием духовных книг, их переводами на нидерл. язык, созданием молитвенников на нидерл. языке. С кон. 15 в. в братствах девотов осуществлялась активная работа по типографич. изданию книг в принадлежавших им типографиях. Большое значение для нидерл. культуры имела деятельность девотов в области образования – создание богословских школ с углублённым преподаванием классич. языков, что во многом заложило основы нидерл. гуманистич. и реформационной теологии. В монастырях и общинах девотов были воспитаны такие крупнейшие деятели нидерл. и европ. гуманизма и Реформации, как: Фома Кемпийский (ок. 1380–1471), Иоганн Вессель (ок. 1419–89), Рудольф Агрикола (1443–85), Александр Гегий (ок. 1433–1498), Николай Кузанский, Эразм Роттердамский, Мартин Лютер.