Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДАНДАРО́Н БИДИЯ ДАНДАРОВИЧ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 278

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Ю. Лепехов

ДАНДАРО́Н Би­дия Дан­да­ро­вич (28.12.1914, с. Ки­жин­га, Бу­ря­тия – 26.10.1974, пос. Вы­дри­но, там же), рос. буд­до­лог и ти­бе­то­лог, ре­лиг. дея­тель.

По­лу­чил тра­диц. буд­дий­ское об­ра­зо­ва­ние, обу­ча­ясь в да­ца­не, в т. ч. у сво­его от­ца – бу­рят­ско­го ре­лиг. по­эта и фи­ло­со­фа ла­мы Аг­ва­на Сил­на­ма Ту­зол Дор­жи Шо­ба (Бад­мае­ва). Уче­ник из­вест­но­го йо­га-­со­зер­ца­те­ля Луб­сан Сан­да­на Цы­де­но­ва (ок. 1841–1922), ос­но­ва­те­ля «ба­ла­гат­ско­го дви­же­ния» в Бу­ря­тии, ре­фор­ма­то­ра буд­диз­ма. В 1920 Д. был объ­яв­лен его ду­хов­ным пре­ем­ни­ком. В 1934 Д. по­сту­пил в Ле­нингр. ин-т авиац. при­бо­ро­строе­ния, од­но­вре­мен­но обу­ча­ясь ти­бет. язы­ку на вост. ф-те ЛГУ и у из­вест­но­го буд­дий­ско­го ре­лиг. дея­те­ля А. Дор­жие­ва. В 1937 аре­сто­ван по лож­но­му об­ви­не­нию и при­го­во­рён к рас­стре­лу, за­ме­нён­но­му 25 го­да­ми ла­ге­рей. В за­клю­че­нии про­дол­жил своё фи­лос. и ре­лиг. об­ра­зо­ва­ние. В 1943 ос­во­бо­ж­дён по со­стоя­нию здо­ро­вья, в 1948 пов­тор­но аре­сто­ван, реа­би­ли­ти­ро­ван в 1956. Был в чис­ле ав­то­ров пись­ма на имя И. В. Ста­ли­на о со­дей­ст­вии вос­ста­нов­ле­нию буд­дий­ских да­ца­нов в Бу­ря­тии. В 1957–1972 со­труд­ник Бу­рят. ин-та об­ществ. на­ук (БИОН). В 1972 Д. был вновь аре­сто­ван за «ан­ти­со­вет­скую» ре­лиг. дея­тель­ность. Скон­чал­ся в за­клю­че­нии.

Пер­вый сис­те­ма­тич. труд по фи­ло­со­фии – «Не­обуд­дизм» – Д. на­пи­сал в ла­ге­ре. В сво­ей осн. ра­бо­те – «Мыс­ли буд­ди­ста» (1970), – оха­рак­те­ри­зо­ван­ной спе­циа­ли­ста­ми как «фи­ло­соф­ская эн­цик­ло­пе­дия для ев­ро­пей­цев», Д. из­ла­га­ет соб­ст­вен­ные фи­лос. взгля­ды, сфор­ми­ро­вав­шие­ся в зна­чит. сте­пе­ни под влия­ни­ем буд­дий­ской фи­лос. шко­лы видж­ня­на­ва­ди­нов-йо­га­ча­ров (см. Йо­га­ча­ра). Со­глас­но Д., осо­бен­ность его фи­лос. кон­цеп­ции за­клю­ча­лась в том, что она име­ет зна­че­ние толь­ко в ка­че­ст­ве под­хо­да к прак­ти­ке. В то же вре­мя по­сту­па­тель­ное со­вер­шен­ст­вую­щее­ся раз­ви­тие ми­ра, по Д., сле­ду­ет рас­смат­ри­вать не­раз­рыв­но с про­цес­сом со­вер­шен­ст­во­ва­ния лич­но­сти и соз­на­ния прак­ти­кую­ще­го. В ла­ге­ре Д. бы­ла на­ча­та «Чёр­ная тет­радь» – по­след­ний фи­лос. труд, от­ра­жаю­щий буд­дий­ские пред­став­ле­ния о совр. ми­ре. В этой ра­бо­те Д., как и в «Мыс­лях буд­ди­ста», пы­та­ет­ся пе­ре­ос­мыс­лить ис­то­рию ев­роп. куль­ту­ры, нау­ки и фи­ло­со­фии в кон­тек­сте буд­дий­ско­го ми­ро­воз­зре­ния.

Д. – ав­тор ря­да тру­дов в об­лас­ти ти­бет. и монг. ис­точ­ни­ко­ве­де­ния и буд­до­ло­гии – «Опи­са­ние ти­бет­ских ру­ко­пи­сей и кси­ло­гра­фов Бу­ря­тии» (1960–65), «Ис­точ­ник муд­ре­цов: Па­ра­ми­та и мад­хь­я­ма­ка» (1968), а так­же пе­ре­во­да с ти­бет. яз. кн. «Ис­то­рия Ку­ку­но­ра. Со­чи­не­ние Сум­ба-хам­бо» (1972). Совм. с Б. В. Се­ми­чо­вым и Ю. М. Пар­фио­но­ви­чем под­го­то­вил и из­дал «Ти­бет­ско-рус­ский сло­варь» (1968). В кон. 1950-х гг. вме­сте с Ю. Н. Ре­ри­хом уча­ст­во­вал в раз­ра­бот­ке пер­спек­тив­но­го пла­на буд­до­ло­гич. ис­сле­до­ва­ний в СССР.

Соч.: Aginsky monastery // Encyclopedia of Buddhism. Ceylon, 1961; 99 пи­сем о буд­диз­ме и люб­ви, 1956–1959. СПб., 1995; Буд­дизм: Сбор­ник ста­тей. СПб., 1996; Мыс­ли буд­ди­ста. «Чер­ная тет­радь». СПб., 1997.

Лит.: Стру­гов­щи­ков Е., свящ. Про­бле­ма эво­лю­ции и буд­дий­ская он­то­ло­гия со­глас­но Б. Д. Дан­да­ро­ну // Седь­мая буд­до­ло­ги­че­ская кон­фе­рен­ция. Те­зи­сы. СПб., 2000; Lepekhov S. Yu. Philosophical views of B. Dandaron // Bud­dhism in Asia: Challenges and prospects. Va­ra­nasi, 2006.

Вернуться к началу