ДАНДАРО́Н БИДИЯ ДАНДАРОВИЧ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДАНДАРО́Н Бидия Дандарович (28.12.1914, с. Кижинга, Бурятия – 26.10.1974, пос. Выдрино, там же), рос. буддолог и тибетолог, религ. деятель.
Получил традиц. буддийское образование, обучаясь в дацане, в т. ч. у своего отца – бурятского религ. поэта и философа ламы Агвана Силнама Тузол Доржи Шоба (Бадмаева). Ученик известного йога-созерцателя Лубсан Сандана Цыденова (ок. 1841–1922), основателя «балагатского движения» в Бурятии, реформатора буддизма. В 1920 Д. был объявлен его духовным преемником. В 1934 Д. поступил в Ленингр. ин-т авиац. приборостроения, одновременно обучаясь тибет. языку на вост. ф-те ЛГУ и у известного буддийского религ. деятеля А. Доржиева. В 1937 арестован по ложному обвинению и приговорён к расстрелу, заменённому 25 годами лагерей. В заключении продолжил своё филос. и религ. образование. В 1943 освобождён по состоянию здоровья, в 1948 повторно арестован, реабилитирован в 1956. Был в числе авторов письма на имя И. В. Сталина о содействии восстановлению буддийских дацанов в Бурятии. В 1957–1972 сотрудник Бурят. ин-та обществ. наук (БИОН). В 1972 Д. был вновь арестован за «антисоветскую» религ. деятельность. Скончался в заключении.
Первый систематич. труд по философии – «Необуддизм» – Д. написал в лагере. В своей осн. работе – «Мысли буддиста» (1970), – охарактеризованной специалистами как «философская энциклопедия для европейцев», Д. излагает собственные филос. взгляды, сформировавшиеся в значит. степени под влиянием буддийской филос. школы виджнянавадинов-йогачаров (см. Йогачара). Согласно Д., особенность его филос. концепции заключалась в том, что она имеет значение только в качестве подхода к практике. В то же время поступательное совершенствующееся развитие мира, по Д., следует рассматривать неразрывно с процессом совершенствования личности и сознания практикующего. В лагере Д. была начата «Чёрная тетрадь» – последний филос. труд, отражающий буддийские представления о совр. мире. В этой работе Д., как и в «Мыслях буддиста», пытается переосмыслить историю европ. культуры, науки и философии в контексте буддийского мировоззрения.
Д. – автор ряда трудов в области тибет. и монг. источниковедения и буддологии – «Описание тибетских рукописей и ксилографов Бурятии» (1960–65), «Источник мудрецов: Парамита и мадхьямака» (1968), а также перевода с тибет. яз. кн. «История Кукунора. Сочинение Сумба-хамбо» (1972). Совм. с Б. В. Семичовым и Ю. М. Парфионовичем подготовил и издал «Тибетско-русский словарь» (1968). В кон. 1950-х гг. вместе с Ю. Н. Рерихом участвовал в разработке перспективного плана буддологич. исследований в СССР.