Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДОРЖИ́ЕВ АГВАН ЛОБСАН

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 282

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Я. В. Васильков

ДОРЖИ́ЕВ (Дорд­жи­ев) Аг­ван Лоб­сан (1853/54, улус Ха­ра­ши­бир Заи­гра­ев­ско­го р-на Бу­ря­тии – 29.1.1938, Улан-­Удэ), хам­бо-ла­ма, бу­рят.-ти­бет. учё­ный, ди­пло­мат, про­све­ти­тель, вид­ный дея­тель буд­дий­ско­го ре­фор­ма­тор­ско­го (об­нов­лен­че­ско­го) дви­же­ния.

Ро­дом из хо­рин­ских бу­рят. В 19-лет­нем воз­рас­те от­пра­вил­ся па­лом­ни­ком в Ти­бет. По­лу­чил выс­шее бо­го­слов­ское об­ра­зо­ва­ние (1888) при мон. Брай­бун (близ Лха­сы, Ти­бет); был на­зна­чен од­ним из трёх ду­хов­ных на­став­ни­ков (цан­нид-хам­бо) юно­го Да­лай-ла­мы XIII Туб­тен Гья­цо (1876–1933). С кон. 19 в. вы­сту­пал ди­пло­ма­тич. по­сред­ни­ком ме­ж­ду Ти­бе­том и Рос­си­ей. Час­то бы­вал в С.-Пе­тер­бур­ге. Ока­зы­вал со­дей­ст­вие рус. экс­пе­ди­ци­ям в Центр. Азии. С 1899 чл. РГО. С 1901 пол­но­моч­ный пред­ста­ви­тель Ти­бе­та при пра­ви­тель­ст­ве Рос­сии (позд­нее пред­став­лял Ти­бет при пра­ви­тель­ст­ве СССР). Из­вес­тен как ор­га­ни­за­тор строи­тель­ст­ва буд­дий­ско­го хра­ма в С.-Пе­тер­бур­ге (рай­он Ста­рой Де­рев­ни). Д. ос­но­вал так­же ряд хра­мов в Зап. Бу­ря­тии, Буд­дий­скую ака­де­мию (цан­нид-чой­ра) в Кал­мы­кии. По­сле 1917 вы­сту­пил идео­ло­гом буд­дий­ско­го об­нов­лен­че­ст­ва, пы­та­ясь со­гла­со­вать уче­ние Буд­ды с марк­си­ст­ской со­ци­аль­ной уто­пи­ей. Ока­зы­вал боль­шую по­мощь буд­до­ло­гич. ис­сле­до­ва­ни­ям Ф. И. Щер­бат­ско­го и его уче­ни­ков (А. И. Вос­три­ко­ва, Е. Е. Обер­мил­ле­ра и др.). В 1922 воз­гла­вил зна­ме­ни­тую шко­лу (ар­шан) ти­бет. ме­ди­ци­ны при Аца­гат­ском да­ца­не (не­да­ле­ко от Улан-Удэ) в Бу­ря­тии. В дек. 1928 на за­се­да­нии От­де­ле­ния гу­ма­ни­тар­ных на­ук АН СССР ут­вер­ждён в ка­че­ст­ве ино­стран­но­го (ти­бет.) учё­но­го – чл. Со­ве­та Ин-та буд­дий­ской куль­ту­ры АН СССР. Пред­при­нял пер­вые по­пыт­ки соз­да­ния бу­рят. ал­фа­ви­та (от­лич­но­го от ста­ро­мон­голь­ско­го). В кон. 1920-х – 1930-е гг. про­ти­во­сто­ял раз­гро­му буд­дий­ской куль­ту­ры в Бу­ря­тии. В 1931 вы­слан из Бу­ря­тии, где поль­зо­вал­ся ис­клю­чи­тель­ным ав­то­ри­те­том, в Ле­нин­град. В янв. 1937 тя­же­ло­боль­ной Д. вер­нул­ся в Бу­ря­тию, жил в Аца­гат­ском ар­ша­не. Аре­сто­ван в но­яб. 1937; по­сле един­ст­вен­но­го до­про­са был пе­ре­ве­дён в тю­рем­ную боль­ни­цу, где и скон­чал­ся.

Соч.: Ло-гун-гье-бо: Один из ре­ли­ги­оз­ных обы­ча­ев в Лха­се. СПб., 1909; Ча­но Ба­тор: Ге­рои­че­ская по­эма ир­кут­ских бу­рят-ой­ра­тов / За­пись Н. Ама­гае­ва. По­слесл. А. Дор­жие­ва. СПб., 1910.

Лит.: Л. Б-Н [Бер­лин]. Хам­бо-Аг­ван-Дор­жи­ев. (К борь­бе Ти­бе­та за не­за­ви­си­мость) // Но­вый Вос­ток. 1923. № 3; Зая­ту­ев Г.-Н. Ца­нид-Хам­бо Аг­ван Дор­жи­ев. Улан-Удэ, 1991; Абае­ва Л. Л. Дор­жи­ев // Буд­дизм: Сло­варь. М., 1992; А. Дор­жи­ев об об­нов­ле­нии буд­дий­ской церк­ви Бу­рят-Мон­го­лии // Оте­че­ст­вен­ные ар­хи­вы. 1993. № 6; Snelling J. Buddhism in Russia: the story of A. Dorzhiev, Lhasa’s emissary to the Tzar. Shaftesbury, 1993; Ан­гае­ва С. П. Буд­дизм в Бу­ря­тии и А. Дор­жи­ев. Улан-Удэ, 1999.

Вернуться к началу