ДОРЖИ́ЕВ АГВАН ЛОБСАН
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДОРЖИ́ЕВ (Дорджиев) Агван Лобсан (1853/54, улус Харашибир Заиграевского р-на Бурятии – 29.1.1938, Улан-Удэ), хамбо-лама, бурят.-тибет. учёный, дипломат, просветитель, видный деятель буддийского реформаторского (обновленческого) движения.
Родом из хоринских бурят. В 19-летнем возрасте отправился паломником в Тибет. Получил высшее богословское образование (1888) при мон. Брайбун (близ Лхасы, Тибет); был назначен одним из трёх духовных наставников (цаннид-хамбо) юного Далай-ламы XIII Тубтен Гьяцо (1876–1933). С кон. 19 в. выступал дипломатич. посредником между Тибетом и Россией. Часто бывал в С.-Петербурге. Оказывал содействие рус. экспедициям в Центр. Азии. С 1899 чл. РГО. С 1901 полномочный представитель Тибета при правительстве России (позднее представлял Тибет при правительстве СССР). Известен как организатор строительства буддийского храма в С.-Петербурге (район Старой Деревни). Д. основал также ряд храмов в Зап. Бурятии, Буддийскую академию (цаннид-чойра) в Калмыкии. После 1917 выступил идеологом буддийского обновленчества, пытаясь согласовать учение Будды с марксистской социальной утопией. Оказывал большую помощь буддологич. исследованиям Ф. И. Щербатского и его учеников (А. И. Вострикова, Е. Е. Обермиллера и др.). В 1922 возглавил знаменитую школу (аршан) тибет. медицины при Ацагатском дацане (недалеко от Улан-Удэ) в Бурятии. В дек. 1928 на заседании Отделения гуманитарных наук АН СССР утверждён в качестве иностранного (тибет.) учёного – чл. Совета Ин-та буддийской культуры АН СССР. Предпринял первые попытки создания бурят. алфавита (отличного от старомонгольского). В кон. 1920-х – 1930-е гг. противостоял разгрому буддийской культуры в Бурятии. В 1931 выслан из Бурятии, где пользовался исключительным авторитетом, в Ленинград. В янв. 1937 тяжелобольной Д. вернулся в Бурятию, жил в Ацагатском аршане. Арестован в нояб. 1937; после единственного допроса был переведён в тюремную больницу, где и скончался.