Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕРЕНГА́Р ТУ́РСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 360

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




БЕРЕНГА́Р ТУ́РСКИЙ [лат. Berengarius (Be­ringerius) Turonensis; франц. Béren­ger de Tours] (ок. 1000, Тур или его окре­ст­но­сти, Фран­ция – янв. 1088, мон. Св. Кос­мы, близ Ту­ра), ка­то­лич. бо­го­слов, пред­ста­ви­тель ран­ней схо­ла­сти­ки.

На­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в епи­ско­паль­ной шко­ле Св. Мар­ти­на в Ту­ре, за­тем изу­чал бо­го­сло­вие в Шар­тре под рук. еп. Фуль­бер­та Шартр­ско­го, ос­но­ва­те­ля шартр­ской шко­лы. По­сле его смер­ти в 1029 вер­нул­ся в Тур и стал там ка­но­ни­ком ка­фед­раль­но­го со­бо­ра. Ок. 1031 воз­гла­вил тур­скую епи­ско­паль­ную шко­лу Св. Мар­ти­на, ко­то­рая при нём ста­ла од­ной из луч­ших во Фран­ции. Ок. 1040 Б. Т. был ру­ко­по­ло­жен в ар­хи­диа­ко­на церк­ви Св. Мав­ри­кия в Ан­же­ре.

Б. Т. был од­ним из ос­нов­ных уча­ст­ни­ков ев­ха­ри­сти­че­ских спо­ров 11 в. Во 2-й пол. 1040-х гг. он всту­пил в по­ле­ми­ку с уче­ни­ем Пас­ха­зия Рад­бер­та (ум. ок. 865) о ев­ха­ри­стии. Пас­ха­зий от­стаи­вал точ­ку зре­ния, со­глас­но ко­то­рой во вре­мя ев­ха­ри­стии хлеб и ви­но суб­стан­ци­аль­но ста­но­вят­ся Те­лом и Кро­вью Хри­ста. Для Б. Т. при­сут­ст­вие Тела и Кро­ви Гос­по­да в ев­ха­ри­сти­че­ских хле­бе и ви­не бы­ло ско­рее ду­хов­ным, не­же­ли ре­аль­ным, хлеб и ви­но  лишь сим­во­лы Те­ла и Кро­ви Гос­под­них.

Уче­ние Б. Т. о ев­ха­ри­стии бы­ло осу­ж­де­но на со­бо­рах в Ри­ме (1050), Вер­чел­ли (1050), Па­ри­же (1051); офиц. от­ре­че­ние от сво­их взгля­дов Б. Т. был вы­ну­ж­ден лич­но под­пи­сать пе­ред со­бо­ром в Ри­ме (ок. 1059), од­на­ко и по­сле это­го он про­дол­жал пуб­лич­ное их из­ло­же­ние. Лишь в 1079 на со­бо­ре в Ри­ме под дав­ле­ни­ем па­пы Рим­ско­го Гри­го­рия VII Б. Т. вто­рич­но от­рёк­ся от сво­их взгля­дов и при­нял фор­му­лу о суб­стан­ци­аль­ном пре­ло­же­нии ев­ха­ри­сти­че­ских хле­ба и ви­на. По­сле смер­ти са­мо­го Б. Т. сто­рон­ни­ки его взгля­дов бы­ли осу­ж­де­ны на со­бо­ре в Пья­чен­це (1095).

Лит.: McDonald A. J. Bérengar and the reform of sacramental doctrine. L., 1930; Shee­dy Ch. E. The eucharistic controversy of the 11th cent. Wash., 1947.

Вернуться к началу