АЛЕКСИ́Й ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АЛЕКСИ́Й, человек Божий (греч. Ἀλέξιος ὁ Ἄνθρωπος τοῦ Θεοῦ) (? – ок. 411), преподобный, один из наиболее почитаемых христианских святых. По древнейшей сир. версии, А. родом из знатной рим. семьи. Перед венчанием оставил свою невесту, сел на корабль, доставивший его в Селевкию Сирийскую, откуда А. попал в Эдессу. Там он раздал все деньги, облёкся в рубище и поселился на паперти храма. Слуги отца, посланные на поиски А., не узнали его в нищенских одеждах. Проведя в посте и молитве 17 лет, А. скончался в приюте для бездомных и был погребён в общей могиле. Епископ, узнавший историю «человека Божия», распорядился с почестями перезахоронить тело святого, но оно чудесным образом исчезло. Согласно более позднему греч. житию, А., скрываясь от почитания, сел на корабль, отправлявшийся из Эдессы в Тарс, но, застигнутый бурей, оказался в Риме. Посчитав это знаком Божиим, А. попросил приюта в доме своих родителей, не узнанный ими. Снося оскорбления слуг, слыша рыдания матери, А. 17 лет прожил в аскетич. подвигах, перед смертью составил своё жизнеописание. В день кончины А. в храме в присутствии архиепископа и двух императоров из алтаря раздался голос: «Ищите человека Божия! Пусть он помолится о граде». Так было обнаружено тело А. и его жизнеописание, из которого и родители узнали о своём сыне. Мощи А. по приказу императора были принесены в храм; по всему городу начались исцеления.
В Византии почитание А. возникает ок. 8 в., канон А. был составлен в 9 в. прп. Иосифом Гимнографом (Песнописцем). На Западе почитание А. известно с 10 в. В 1216 в мон. Св. Вонифатия и А. на Авентинском холме (где, по преданию, А. венчался накануне своего бегства) было объявлено об обретении мощей А. Там же сохранилось древнейшее изображение святого (8 в.). В греч. мон. Агиа-Лавра в Калаврите (Пелопоннес) хранится глава А., подаренная обители имп. Мануилом II Палеологом в 1414. На Руси в новгородском храме Св. Софии находилась рука А. (согласно сказанию 17 в., похищенная из Рима новгородским купцом). Древнеславянский перевод жития А. появился в кон. 11 в. В Европе и на Руси А. был героем многочисл. духовных стихов. Царь Алексей Михайлович считал А. своим небесным покровителем и содействовал широкому почитанию святого.
Древние изображения А. сохранились в подземной ц. Сан-Клементе в Риме (11 в.), в росписи конхи жертвенника ц. Спаса на Нередице близ Великого Новгорода (1199), фресках Феофана Грека в храме Спаса на Ильине (1378), на алтарной преграде Успенского собора Московского Кремля (1482 или 1514–15).
Дни памяти в православных церквах – 17(30) марта, в Сирии – 3 ноября; в Римско-католической церкви – 17 июля.