Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АЛЕКСИ́Й ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 467

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Турилов
«Алексий, человек Божий».Икона Московской школы. 17 в.

АЛЕКСИ́Й, че­ло­век Бо­жий (греч. Ἀλέξιος ὁ Ἄνθρωπος τοῦ Θεοῦ) (? – ок. 411), пре­по­доб­ный, один из наи­бо­лее по­чи­тае­мых хри­сти­ан­ских свя­тых. По древ­ней­шей сир. вер­сии, А. ро­дом из знат­ной рим. се­мьи. Пе­ред вен­ча­ни­ем ос­тавил свою не­вес­ту, сел на ко­рабль, дос­та­вив­ший его в Се­лев­кию Си­рий­скую, от­ку­да А. по­пал в Эдес­су. Там он раз­дал все день­ги, об­лёк­ся в рубище и по­се­лил­ся на па­пер­ти хра­ма. Слу­ги от­ца, по­слан­ные на по­ис­ки А., не уз­на­ли его в ни­щен­ских оде­ж­дах. Про­ве­дя в по­сте и мо­лит­ве 17 лет, А. скон­чал­ся в при­юте для без­дом­ных и был по­гре­бён в об­щей мо­ги­ле. Епи­скоп, уз­нав­ший ис­то­рию «че­ло­ве­ка Бо­жия», рас­по­ря­дил­ся с по­чес­тя­ми пе­ре­за­хо­ро­нить те­ло свя­то­го, но оно чу­дес­ным об­ра­зом ис­чез­ло. Со­глас­но бо­лее позд­не­му греч. жи­тию, А., скры­ва­ясь от по­чи­та­ния, сел на ко­рабль, от­прав­ляв­ший­ся из Эдес­сы в Тарс, но, застиг­ну­тый бу­рей, ока­зал­ся в Ри­ме. По­счи­тав это зна­ком Бо­жи­им, А. по­про­сил при­юта в до­ме сво­их ро­ди­те­лей, не уз­нан­ный ими. Сно­ся ос­корб­ле­ния слуг, слы­ша ры­да­ния ма­те­ри, А. 17 лет про­жил в ас­ке­тич. под­ви­гах, пе­ред смер­тью со­ста­вил своё жиз­не­опи­са­ние. В день кон­чи­ны А. в хра­ме в при­сут­ст­вии ар­хиепи­ско­па и двух им­пе­ра­то­ров из ал­таря раз­дал­ся го­лос: «Ищи­те че­ло­ве­ка Бо­жия! Пусть он по­мо­лит­ся о гра­де». Так бы­ло об­на­ру­же­но те­ло А. и его жиз­не­опи­са­ние, из ко­то­ро­го и ро­ди­те­ли уз­на­ли о сво­ём сы­не. Мо­щи А. по при­ка­зу им­пе­ра­то­ра бы­ли при­не­се­ны в храм; по все­му го­ро­ду на­ча­лись ис­це­ле­ния.

В Ви­зан­тии по­чи­та­ние А. воз­ни­ка­ет ок. 8 в., ка­нон А. был со­став­лен в 9 в. прп. Ио­си­фом Гим­но­гра­фом (Пес­но­пис­цем). На За­па­де по­чи­та­ние А. из­вест­но с 10 в. В 1216 в мон. Св. Во­ни­фа­тия и А. на Авен­тин­ском хол­ме (где, по пре­да­нию, А. вен­чал­ся на­ка­ну­не сво­его бег­ст­ва) бы­ло объ­яв­ле­но об об­ре­те­нии мо­щей А. Там же со­хра­ни­лось древ­ней­шее изо­бра­же­ние свя­то­го (8 в.). В греч. мон. Агиа-Лав­ра в Ка­лав­ри­те (Пе­ло­пон­нес) хра­нит­ся гла­ва А., по­да­рен­ная оби­те­ли имп. Ма­нуи­лом II Па­лео­ло­гом в 1414. На Ру­си в нов­го­род­ском хра­ме Св. Со­фии на­хо­ди­лась ру­ка А. (со­глас­но ска­за­нию 17 в., по­хи­щен­ная из Ри­ма нов­го­род­ским куп­цом). Древ­не­сла­вян­ский пе­ре­вод жи­тия А. по­явил­ся в кон. 11 в. В Ев­ро­пе и на Ру­си А. был ге­роем мно­го­числ. ду­хов­ных сти­хов. Царь Алек­сей Ми­хай­ло­вич счи­тал А. сво­им не­бес­ным по­кро­ви­те­лем и со­дей­ст­во­вал ши­ро­ко­му по­чи­та­нию свя­то­го.

Древ­ние изо­бра­же­ния А. со­хра­ни­лись в под­зем­ной ц. Сан-Кле­мен­те в Ри­ме (11 в.), в рос­пи­си кон­хи жерт­вен­ни­ка ц. Спа­са на Не­ре­ди­це близ Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да (1199), фре­сках Фео­фа­на Гре­ка в хра­ме Спа­са на Иль­и­не (1378), на ал­тар­ной пре­гра­де Ус­пен­ско­го со­бора Мос­ков­ско­го Крем­ля (1482 или 1514–15).

Дни па­мя­ти в пра­во­слав­ных церк­вах – 17(30) мар­та, в Си­рии – 3 но­ября; в Рим­ско-ка­то­лической церк­ви – 17 июля.

Ис­точн.: Ад­риа­но­ва В. П. Жи­тие Алек­сия, че­ло­ве­ка Бо­жия, в древ­ней рус­ской ли­те­ра­ту­ре и на­род­ной сло­вес­но­сти. П., 1917; Жи­тие и дея­ния че­ло­ве­ка Бо­жия Алек­сия // Ви­зан­тий­ские ле­ген­ды / Вступ. ст., пер., прим. С. В. По­ля­ко­вой. М., 1994.

Лит.: Sto­rey Ch. An an­no­tated bib­li­og­ra­phy and guide to Alexis stud­ies (La Vie de Saint Alexis). Gen., 1990; Бе­не­вич Г. И. Жи­тие пре­по­доб­но­го Алек­сия, че­ло­ве­ка Бо­жия (пре­одо­ле­ние чу­ж­до­сти в кон­тек­сте цер­ков­но­го пре­да­ния) // Чу­жое: опы­ты пре­одо­ле­ния. М., 1999.

Вернуться к началу