БЕ́ЙТСОН ГРЕГОРИ
-
Рубрика: Психология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЕ́ЙТСОН (Bateson) Грегори (9.5.1904, Грантчестер, Великобритания – 4.7.1980, Сан-Франциско), англо-амер. философ, психолог, антрополог, биолог. Получил образование в Кембридже (магистр, 1930). Участвовал в многочисл. этнографич. экспедициях – на Бали (вместе с М. Мид, с которой состоял в браке в 1936–50), в Новую Британию, Новую Гвинею. Ввёл в антропологию метод систематич. фото- и киносъёмки в полевых исследованиях. В 1940 переехал в США.
В 1940-х гг. Б. сотрудничал с Н. Винером в работе над созданием кибернетики. В 1950-х гг. занимался междисциплинарными исследованиями коммуникации людей и животных. В исследованиях группы учёных под рук. Б. психологич. проблемы индивида рассматривались в связи с нарушениями внутрисемейной коммуникации. При изучении семей шизофреников был выявлен устойчивый стиль взаимодействий – т. н. двойное связывание (double bind) – внутренне противоречивое требование, которое не может быть исполнено (что не освобождает жертву от наказания за его неисполнение). Напр., мать поддерживает дистанцию и холодность в отношениях с сыном на невербальном уровне, но демонстрирует любовь и заботу на вербальном уровне, как бы требуя от сына одновременно близости и холодности. В контексте исследования подобной «парадоксальной коммуникации» был разработан терапевтич. принцип «парадоксального вмешательства»; напр., психотерапевт предлагает клиенту активно демонстрировать поведение, от которого он желает избавиться.
В 1970-х гг. Б. разрабатывал «экологию разума» – учение о живой природе, опирающееся на кибернетику и теорию систем, согласно которому разум имманентен всему живому, представляя собой эволюционирующую сеть отношений, организующих материю в живые системы (биологич., психологич., экологич., социальные и др.). Разрабатывал теорию метафоры как «языка природы», отражающего структурное сходство живых систем.
Под влиянием Б. сформировались семейная психотерапия, антипсихиатрия, нейролингвистическое программирование и ряд др. школ психотерапии.