Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТЕРЕОСКОПИ́ЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕ́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Физика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 235

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Белинский

СТЕРЕОСКОПИ́ЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕ́­НИЕ, изо­бра­же­ние пред­ме­тов, ко­то­рое ка­жет­ся на­блю­да­те­лю объ­ём­ным, трёх­мер­ным, пе­ре­даю­щим фор­му и осо­бен­но­сти по­верх­но­стей и да­ёт пред­став­ле­ние о даль­но­сти до них. С. и. воз­ни­ка­ет в соз­на­нии че­ло­ве­ка в ре­зуль­та­те слия­ния в еди­ный об­раз двух пло­ских изо­бра­же­ний сте­рео­па­ры, рас­смат­ри­вае­мых дву­мя гла­за­ми под раз­ны­ми уг­ла­ми.

Макс. даль­ность объ­ём­ных на­блю­де­ний при рас­стоя­нии ме­ж­ду гла­за­ми (сте­рео­ба­зой) 12 см и уг­ло­вом раз­ре­ше­нии гла­за ок. 1´ со­став­ля­ет 1,5 км. Уве­ли­че­ние сте­рео­ба­зы и, со­от­вет­ст­вен­но, глу­би­ны на­блю­дае­мо­го сте­рео­эф­фек­та дос­ти­га­ет­ся в би­нок­лях и пе­ри­ско­пах. Фо­то­гра­фич. и циф­ро­вые С. и. по­лу­ча­ют с по­мо­щью двух фо­то­ап­па­ра­тов или ви­део­ка­мер, на­прав­лен­ных на один и тот же объ­ект, но раз­не­сён­ных на не­ко­то­рое рас­стоя­ние (сте­рео­ба­зу). В ре­зуль­та­те по­лу­ча­ет­ся сте­рео­па­ра, ко­то­рую на­до рас­смат­ри­вать так, что­бы од­но изо­бра­же­ние на­прав­ля­лось в один глаз, а вто­рое, не сме­ши­ва­ясь с пер­вым, – в дру­гой. Для это­го ис­поль­зу­ет­ся сте­рео­скоп. Сфор­ми­ро­вать два раз­дель­ных изо­бра­же­ния мож­но в по­ля­ри­зо­ван­ном све­те с дву­мя вза­им­но ор­то­го­наль­ны­ми по­ля­ри­за­ция­ми, а рас­смат­ри­вать че­рез оч­ки-ана­ли­за­то­ры, про­пус­каю­щие лишь один вид ли­ней­ной по­ля­ри­за­ции. Этот ме­тод при­ме­ня­ет­ся и для сте­рео­ско­пи­че­ско­го ки­но. Для по­лу­че­ния объ­ём­ных изо­бра­же­ний мож­но ис­поль­зо­вать так­же рас­тро­вые оп­ти­че­ские сис­те­мы.

Наи­луч­шее ка­че­ст­во трёх­мер­ных изо­бра­же­ний дос­ти­га­ет­ся ме­то­да­ми го­ло­гра­фии; сте­рео­эф­фект при этом не за­ви­сит от по­ло­же­ния на­блю­да­те­ля, и объ­ём­ное изо­бра­же­ние мож­но об­хо­дить во­круг и рас­смат­ри­вать с раз­ных сто­рон. С по­мо­щью ком­пь­ю­те­ра мож­но кон­ст­руи­ро­вать сте­рео­слай­ды и соз­да­вать объ­ём­ные ко­пии ре­аль­ных объ­ек­тов, ес­ли из­вест­на их трёх­мер­ная струк­ту­ра (напр., мо­ле­ку­лы бел­ка, нук­леи­но­вой ки­сло­ты и т. п.). Ес­ли по­строе­на по­сле­до­ва­тель­ность ком­пь­ю­тер­ных сте­рео­пар, то на мо­ни­то­ре ком­пь­ю­те­ра мож­но на­блю­дать сте­рео­филь­мы не­воо­ру­жён­ным гла­зом ли­бо с по­мо­щью сте­рео­ско­па. Кар­ти­ну ху­дож­ни­ка, ко­то­рый ис­поль­зо­вал за­ко­ны пер­спек­ти­вы, мож­но пре­вра­тить с по­мо­щью ком­пь­ю­те­ра в объ­ём­ную сте­рео­па­ру.

Вернуться к началу