Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТЕРЕОСКОПИ́ЧЕСКОЕ КИНО́

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 235

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СТЕРЕОСКОПИ́ЧЕСКОЕ КИНО́ (сте­рео­ки­но), вид ки­не­ма­то­гра­фа, ме­то­ды и тех­нич. сред­ст­ва ко­то­ро­го соз­да­ют у зри­те­ля ил­лю­зию объ­ём­но­сти (про­стран­ст­вен­но­сти) изо­бра­жае­мых на эк­ра­не объ­ек­тов. Ощу­ще­ние объ­ём­но­сти спо­соб­ны соз­да­вать два пло­ских оп­тич. изо­бра­же­ния, по­лу­чен­ные с двух раз­ных то­чек и об­ра­зую­щие сте­рео­па­ру. Что­бы два изо­бра­же­ния сте­рео­па­ры сли­лись в соз­на­нии че­ло­ве­ка в еди­ный зри­тель­ный об­раз, не­об­хо­ди­мо обес­пе­чить про­ек­цию на сет­чат­ку ка­ж­до­го гла­за пред­на­зна­чен­но­го ему изо­бра­же­ния (см. Сте­рео­ско­пи­че­ское изо­бра­же­ние). Раз­де­ле­ние изо­бра­же­ний (их се­па­ра­ция), на­блю­дае­мых ле­вым и пра­вым гла­за­ми, мо­жет осу­ще­ст­в­лять­ся как с по­мо­щью спец. све­то­фильт­ров (оч­ко­вые ме­то­ды), так и пу­тём ис­поль­зо­ва­ния рас­тро­во­го эк­ра­на (без­оч­ко­вые ме­то­ды).

По­лу­че­ние сте­рео­ско­пич. изо­бра­же­ния, как пра­ви­ло, пред­по­ла­га­ет од­но­врем. съём­ку с по­мо­щью двух син­хро­ни­зи­ров. плё­ноч­ных или циф­ро­вых ки­но­ка­мер с иден­тич­ны­ми тех­нич. ха­рак­те­ри­сти­ка­ми, объ­ек­ти­вы ко­то­рых рас­по­ло­же­ны на рас­стоя­нии сте­рео­ба­зи­са, рав­но­го или боль­ше­го, чем рас­стоя­ние ме­ж­ду гла­за­ми взрос­ло­го че­ло­ве­ка. Не­ко­то­рые сте­рео­ско­пич. тех­но­ло­гии (напр., IMAX 3D или «Сте­рео-70») пре­ду­смат­ри­ва­ют ис­поль­зо­ва­ние од­ной спец. ка­ме­ры с дву­мя объ­ек­ти­ва­ми, осу­ще­ст­в­ляю­щей съём­ку сте­рео­па­ры на од­ну или две ки­но­плён­ки (мат­ри­цы). Совр. ком­пь­ю­тер­ные тех­но­ло­гии по­зво­ля­ют соз­да­вать сте­рео­изоб­ра­же­ния с по­мо­щью ком­пь­ю­тер­ной гра­фи­ки (без при­ме­не­ния сте­рео­ка­мер).

Пер­вые сис­те­мы С. к., на­шед­шие прак­тич. при­ме­не­ние, раз­ра­бо­та­ны в США в 1922 (напр., сис­те­ма «Те­ле­вью», со­здан­ная Л. Хам­мон­дом и У. Кэс­си­ди). В СССР пер­вая опыт­ная де­мон­ст­ра­ция сте­рео­филь­ма, сня­то­го по рас­тро­во­му ме­то­ду (сис­те­ма раз­ра­бо­та­на рос. учё­ным С. П. Ива­но­вым в 1935), осу­ще­ст­в­ле­на в 1937; пер­вый отеч. пол­но­мет­раж­ный ху­дож. сте­рео­фильм – «Кон­церт» (реж. А. Н. Ан­д­ри­ев­ский, 1941). В 1950–80-х гг. сте­рео­филь­мы вы­пус­ка­лись во мно­гих стра­нах (США, СССР, Ита­лия, Гер­ма­ния и др.), од­на­ко ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния С. к. не по­лу­чи­ло гл. обр. из-за тех­нич. слож­но­стей по­ка­за сте­рео­филь­мов. Но­вый этап в раз­ви­тии С. к. от­но­сит­ся к нач. 2000-х гг. и свя­зан с раз­ра­бот­кой циф­ро­вых тех­но­ло­гий, не тре­бую­щих при­ме­не­ния ки­но­плё­нок, что су­ще­ст­вен­но уп­ро­ща­ет как съём­ку, так и по­каз сте­рео­филь­мов (т. н. трёх­мер­ное ки­но, или 3D-ки­но).

Вернуться к началу