ГЕ́ЛИЙ ЖИ́ДКИЙ
-
Рубрика: Физика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЕ́ЛИЙ ЖИ́ДКИЙ, жидкие 4Нe и 3Нe – квантовые жидкости, свойства которых при темп-рах ниже 2–3 К во многом определяются квантовыми эффектами. Жидкие 4He и 3He – бесцветные прозрачные жидкости, затвердевающие только при повышенном давлении: большем 2,5 МПа для 4He (рис.) и 3,4 МПа для 3He. Это объясняется малой энергией взаимодействия атомов по сравнению с их нулевой энергией (см. Гелий твёрдый). При атмосферном давлении темп-ра кипения жидкого 4He равна 4,22 К, его плотность 125 кг/м3; темп-ра кипения жидкого 3He 3,2 К, плотность 58 кг/м3. Под давлением насыщенных паров 4He и 3He остаются жидкими при всех темп-рах ниже критической, равной 5,2 К и 3,3 К соответственно.
Атомы 4He – бозоны, т. к. их спин равен нулю. При темп-ре Tλ= 2,17 К и давлении насыщенных паров 5 кПа жидкий 4He испытывает фазовый переход 2-го рода. Выше Tλ жидкий 4He называют Не I, ниже – Не II. С ростом давления темп-ра перехода Tλ уменьшается (λ-линия на рис.). В 1938 П. Л. Капица открыл сверхтекучесть Не II – его способность протекать без трения через узкие щели и капилляры. В то же время вязкость, измеренная по затуханию колебаний диска, погружённого в Не II, отлична от нуля и вблизи Tλ мало отличается от вязкости Не I. Объяснение этому было дано Л. Д. Ландау в 1941 (теория сверхтекучести). Из теории следует, что Не II ведёт себя как жидкость, состоящая из двух компонент – нормальной и сверхтекучей, которые могут двигаться относительно друг друга. Плотности компонент в сумме равны плотности жидкости, но их отношение изменяется с темп-рой. Сверхтекучая компонента не обладает энтропией и не испытывает трения о стенки сосуда, при T=Tλ её плотность равна нулю, растёт с понижением темп-ры и при Т= 0 К совпадает с плотностью жидкости. Нормальную компоненту составляют элементарные возбуждения – фононы и ротоны, и она ведёт себя как обычная вязкая жидкость. Т. о., колеблющийся в Не II диск затухает из-за трения о нормальную компоненту. В экспериментах по течению Не II через узкие щели или капилляры нормальная компонента практически не движется, а сверхтекучая – протекает без трения. На основе такой двухжидкостной модели можно объяснить ряд др. эффектов. Напр., при вытекании He II из сосуда через узкий капилляр темп-ра в сосуде повышается, т. к. вытекает гл. обр. сверхтекучая компонента, не несущая теплоты (см. Механокалорический эффект); при создании разности темп-р между концами закрытого капилляра с Не II в нём возникает движение (см. Термомеханический эффект) – сверхтекучая компонента движется от холодного конца к горячему и там переходит в нормальную, которая движется навстречу (при этом суммарный поток отсутствует). В Не II может распространяться звук двух видов – обычный и т. н. второй звук (см. Звук в сверхтекучем гелии). Существование двух компонент и двух видов движения в He II связано с явлением Бозе – Эйнштейна конденсации, в результате которой возникает макроскопич. фракция жидкости (бозе-конденсат), которая описывается единой квантовомеханич. волновой функцией.
Жидкий 3He – ферми-жидкость, т. к. атомы 3He – фермионы (имеют спин 1/2) и подчиняются Ферми – Дирака статистике. В 1972 Д. Ошеров, Р. Ричардсон и Д. Ли обнаружили, что при очень низких темп-рах жидкий 3He также становится сверхтекучим (при 0,9 мК при давлении насыщенных паров и при 2,6 мК при 3,4 МПа). Сверхтекучесть 3He, как и сверхпроводимость металлов, является следствием Купера эффекта – образования куперовских пар атомов (точнее – пар квазичастиц). Куперовские пáры являются бозонами и могут образовывать бозе-конденсат. Сверхтекучесть 3He более сложна и многообразна, чем 4He. В зависимости от условий могут наблюдаться 3 разл. сверхтекучие фазы 3He (называемые А, А1 и В).
Жидкий 4He служит хладагентом для охлаждения сверхпроводящих магнитов и используется для получения низких темп-р при проведении науч. исследований. Смеси 4He и 3He применяют для создания сверхнизких темп-р с помощью т. н. рефрижераторов растворения (удаётся получать и непрерывно поддерживать темп-ры порядка 0,01 К).