Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЮРКЕ́ВИЧ ПАМФИЛ ДАНИЛОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 599

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЮРКЕ́ВИЧ Пам­фил Да­ни­ло­вич [16(28).2.1826 или 1827, с. Ли­п­ля­вое Пол­тав­ской губ., ны­не Чер­кас­ская обл., Ук­раи­на – 4(16).10.1874, Мо­ск­ва], рус. и укр. фи­ло­соф, бо­го­слов и пе­да­гог, пред­ста­ви­тель ки­ев­ской шко­лы фи­лос. те­из­ма. Окон­чил Ки­ев­скую ду­хов­ную ака­де­мию (1851), где за­тем пре­по­да­вал (проф. с 1858). С 1861 проф. вновь от­крыв­шей­ся ка­фед­ры фи­ло­со­фии Моск. ун-та (в 1869–73 де­кан ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. ф-та), сре­ди его слу­ша­те­лей – В. О. Клю­чев­ский и В. С. Со­ловь­ёв, счи­тав­ший се­бя его уче­ни­ком. Од­но­вре­мен­но ра­бо­тал в учи­тель­ской се­ми­на­рии во­ен. ве­дом­ст­ва.

С по­зи­ций хри­сти­ан­ско­го пла­то­низ­ма Ю. ос­мыс­ля­ет вос­при­ня­тые им у Г. С. Ско­во­ро­ды те­мы ме­та­фи­зи­ки серд­ца и люб­ви («Серд­це и его зна­че­ние в ду­хов­ной жиз­ни че­ло­ве­ка, по уче­нию Сло­ва Бо­жия», 1860): мыш­ле­ние не ис­чер­пы­ва­ет пол­но­ты ду­хов­ной жиз­ни, имен­но серд­це, со­еди­няю­щее все си­лы те­ла, яв­ля­ет­ся сре­до­то­чи­ем ду­хов­но-нрав­ст­вен­ной жиз­ни и вы­ра­жа­ет ин­ди­ви­ду­аль­ность че­ло­ве­ка («Дре­во по­зна­ния не есть дре­во жиз­ни, а для ду­ха его жизнь пред­став­ля­ет­ся чем-то бо­лее дра­го­цен­ным, чем его зна­ние»).

Ра­бо­ты Ю., со­дер­жа­щие кри­ти­ку ма­те­риа­лиз­ма с его аб­ст­ракт­ным по­ни­ма­ни­ем ма­те­рии и обос­но­вы­ваю­щие не­воз­мож­ность объ­яс­не­ния ду­хов­но­го на­ча­ла из ма­те­ри­аль­но­го (ибо «са­мое это ма­те­ри­аль­ное на­ча­ло толь­ко во взаи­мо­дей­ст­вии с ду­хом есть та­ко­во, ка­ким мы зна­ем его в на­ших опы­тах»), осо­бен­но ст. «Из нау­ки о че­ло­ве­че­ском ду­хе» (1860), на­прав­лен­ная про­тив «Ан­тро­по­ло­ги­че­ско­го прин­ци­па в фи­ло­со­фии» Н. Г. Чер­ны­шев­ско­го, вы­зва­ли бур­ную по­ле­ми­ку в ра­ди­каль­ных об­ществ. кру­гах (вы­сту­п­ле­ния М. А. Ан­то­но­ви­ча, Д. И. Пи­са­ре­ва и др.).

Сре­ди др. со­чи­не­ний Ю. – «Идея» (1859), «Язык фи­зио­ло­гов и пси­хо­ло­гов» (1862), «Ра­зум по уче­нию Пла­то­на и опыт по уче­нию Кан­та» (1865) и др. Ав­тор ра­бот по пе­да­го­ги­ке «Курс об­щей пе­да­го­ги­ки с при­ло­же­ния­ми» (1869), «Чте­ния о вос­пи­та­нии» (1865) и др., на­пи­сан­ных с по­зи­ций хри­сти­ан­ской ан­тро­по­ло­гии. Цель вос­пи­та­ния ре­бён­ка, как и цель са­мой жиз­ни че­ло­ве­ка, – реа­ли­зо­вать се­бя как «тво­ре­ние Бо­жье».

Соч.: Фи­ло­соф­ские про­из­ве­де­ния. М., 1990.

Лит.: Со­ловь­ев В. С. О фи­ло­соф­ских тру­дах П. Д. Юр­ке­ви­ча // Юр­ке­вич П. Д. Фи­ло­соф­ские про­из­ве­де­ния. М., 1990; Шпет Г. Г. Фи­ло­соф­ское на­сле­дие П. Д. Юр­ке­ви­ча // Там же; Аб­ра­мов А. И. Фи­ло­соф­ское твор­че­ст­во П. Д. Юр­ке­ви­ча и его влия­ние на раз­ви­тие рус­ской фи­ло­соф­ской мыс­ли кон­ца XIX – на­ча­ла XX вв. // Из ис­то­рии ре­ли­ги­оз­ной фи­ло­со­фии в Рос­сии XIX – на­ча­ла XX вв. М., 1990.

Вернуться к началу