ЗИНО́ВЬЕВ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗИНО́ВЬЕВ Александр Александрович (29.10.1922, дер. Пахтино Чухломского р-на Костромской обл. – 10.5.2006, Москва), рус. философ, писатель, социолог, публицист. Родился в многодетной крестьянской семье, с 1930-х гг. жившей в Москве. В 1939 поступил в Ин-т философии, литературы и истории (ИФЛИ); скрываясь от ареста за антисталинистские высказывания, в течение года скитался по стране и в 1940 вступил в Красную Армию. Участвовал в Великой Отеч. войне, был танкистом и лётчиком штурмовой авиации. В 1946–1954 учился на филос. ф-те МГУ.
Его дис. «Восхождение от абстрактного к конкретному (на материале Капитала К. Маркса)» (1954, изд. в 2002) инициировала исследовательский интерес к разработке категориального аппарата содержательной («генетической») логики, в частности в рамках сложившегося под влиянием З. Моск. логич. кружка (1952–57), в котором участвовали Б. А. Грушин, М. К. Мамардашвили, Г. П. Щедровицкий и др. В 1955–76 сотрудник Ин-та философии АН СССР, в 1963–76 преподавал логику на филос. ф-те МГУ (зав. кафедрой логики в 1965–1968). Многочисл. работы этого периода («Философские проблемы многозначной логики», 1960; «Логика высказываний и теория вывода», 1962; «Основы логической теории научных знаний», 1967; «Логическое следование», 1970; «Комплексная логика», 1970; «Логика науки», 1971; «Логическая физика», 1972; «Логические правила языка», 1975, совм. с Х. Весселем) посвящены проблемам логики, предметом которой он считал анализ языка как «знакового аппарата» познания. З. положил начало систематич. исследованиям в области неклассической математич. логики, в частности многозначной логики и теории логич. следования; разрабатывал концепцию «комплексной логики», содержащей, наряду с языковым, также бытийный («логическая онтология») и познавательный («логическая методология») аспекты. С 1975 ин. чл. Финской АН.
После выхода в 1976 в Швейцарии кн. «Зияющие высоты» – критич. исследования сов. общества, представленного в худож. форме и получившего мировую известность (переведено более чем на 20 языков), З. был лишён гражданства, всех науч. званий и боевых наград и выслан из страны. В 1978–99 жил в Мюнхене. Его «социологические» романы и повести кон. 1970-х – нач. 1980-х гг. («Светлое будущее», 1978; «В преддверии рая», 1979; «Записки ночного сторожа», 1979; «Жёлтый дом», т. 1–2, 1980; «Гомо советикус», 1982; «Пара беллум», 1982; «Нашей юности полёт», 1983) воспроизводят в экспериментально очищенном виде образ жизни сов. общества (г. Ибанск в «Зияющих высотах», Институт идеологии в «Жёлтом доме» и др.), характерные для него человеческие типы и взаимоотношения в коллективе. В этом созданном им специфич. научно-худож. жанре сюжетная линия, практически отсутствующая, заменена калейдоскопом ситуаций, в которых непосредств. отношения между людьми раскрываются через их разговоры и поступки. Персонажи, выступающие как носители определённых социальных функций, часто не имеют собств. имён и обозначаются выполняемыми ими ролями («мыслитель», «болтун», «претендент», «брат» и т. д.). В работе «Коммунизм как реальность» (1980, пр. А. де Токвиля по представлению Р. Арона) ключевым для понимания сложившегося в Сов. Союзе классич. типа «реального коммунизма» З. считает анализ «коммунального» аспекта человеческой жизнедеятельности, доминирующего в сов. обществе над деловым (профессиональным) аспектом и охватывающего взаимоотношения и поведение людей в первичных коллективах – «клеточках» коммунистич. общества (в т. ч. отношения между руководителями и руководимыми, место человека в социальной иерархии, определяющее распределение жизненных благ, причём эта иерархия в условиях отсутствия собственности носит сугубо управленческий характер), отношения между коллективами и т. д. Многочисл. научно-публицистич. статьи, лекции, интервью этого периода частично опубликованы в авторских сб-ках «Без иллюзий» (1979), «Мы и Запад» (1981), «Ни свободы, ни равенства, ни братства» (1983).
Считая, что специфический для коммунизма «кризис системы власти и управления» был неадекватно воспринят руководством КПСС во главе с М. С. Горбачёвым как кризис образа жизни, З. выступил с критикой идеологии и практики перестройки («целились в коммунизм, попали в Россию») в работах «Катастройка» (1988), «Горбачевизм» (1988), «Кризис коммунизма» (1990), а также с критикой сложившегося в России после 1991 «социального гибрида» – смеси зап. заимствований, сов. наследия и элементов дореволюц. прошлого («Русский эксперимент», 1994; «Смута», 1994; «Посткоммунистическая Россия», 1996; «Русская трагедия», 2002; «Идеология партии будущего», 2003; «Распутье», 2005).
В 1999 З. вернулся в Москву, был проф. МГУ, Моск. гуманитарного ун-та и ряда др. вузов. В своей социологич. концепции, систематически изложенной в работах «На пути к сверхобществу» (2000) и «Логическая социология» (2001–03), З. выделяет три стадии эволюции социальных объектов – предобщество, состоящее из родственных групп (семьи, роды, племена и их союзы), общество – дифференцированное объединение биологически неродственных людей, исторически сложившееся в качестве единого целого (народ, характер которого включает комплекс свойств, распределённых в разных комбинациях и пропорциях между различными его представителями), и формирующееся со 2-й пол. 20 в. сверхобщество, объединяющее этнически неоднородный человеческий материал – сверхнарод. Согласно З., эпоха, когда в человеческой истории доминировали народы, а развитие обществ происходило в рамках относительно автономных цивилизаций, приходит к концу. Критикуя смешение экономики и материальной культуры в марксизме, идеологич. фикции «индустриального», «постиндустриального» и «информационного» общества в зап. социологии, З. считает, что типы человеческих объединений и уровни социальной эволюции определяются не достижениями в науке, технике, экономике, культуре и т. п., но типами и уровнями социальной организации этих объединений. Три осн. аспекта человеческой жизнедеятельности – коммунальный, деловой и менталитетный – на стадии общества составляют содержание особых сфер: власти (государство и право), хозяйства (экономика) и идеологии (к последней неприменимы критерии истинности и ложности, она может оцениваться лишь по степени эффективности её воздействия на умонастроения и поведение людей). З. констатирует двустороннюю зависимость человеческого материала (характера народа) и социальной организации (с этим связано его утверждение о коммунизме как социальной организации, адекватной тому человеческому материалу, который представлен характером рус. народа). Переход к сверхобществу осуществлялся в рамках зап.-европ. цивилизации, уникальность которой состоит в её способности к смене собств. качественных состояний, и происходил в двух конкурирующих эволюц. линиях – коммунистической, опиравшейся на коммунальный аспект жизнедеятельности, и «западнистской» (США и страны Зап. Европы), в которой преим. развитие получил деловой аспект. Совершающаяся после поражения СССР интеграция стран в единую глобальную «сверхцивилизацию» под эгидой Запада («западнизация») сопровождается уникальной войной нового типа – «войной за последующую эволюцию человечества», рассредоточенной в пространстве и времени («Запад», 1995; «Глобальный человейник», 1997). При этом стихийный эволюц. процесс уступает место «проектируемой и управляемой эволюции» («Великий эволюционный перелом», 1999). Сверхвласть, надстраивающаяся в сверхобществе над традиц. сферами общества, не является ни выборной, ни юридически узаконенной и представляет собой иерархизированную сеть неформальных объединений (сверхгосударство), выполняющих «непосильные для государственности» функции стратегич. управления с помощью личных связей, лоббирования, манипулирования финансами, средствами массовой информации, партиями и т. п. Деньги используются не столько в качестве капитала, сколько в качестве средства власти над обществом, и этот денежный тоталитаризм определяет могущество транснациональных кампаний (сверхэкономика).
Этика З., изложенная в поэмах «Мой дом – моя чужбина» (1982), «Евангелие для Ивана» (1984), в социологич. повестях «Иди на Голгофу» (1985), «Живи» (1988, Нац. пр. Италии, 1992) и в автобиографич. произв. «Русская судьба. Исповедь отщепенца» (1990, дополненное изд. – 2005), исходит из того, что в пространстве социальности, определяющейся законами «экзистенциального эгоизма», нет места для человеческой свободы и морали. К.-л. идеальное переустройство общества, предлагавшееся марксизмом и др. идеологиями и утопиями, в принципе невозможно. Формулируемое З. «учение о житии» есть учение о противостоянии личности жёстким законам социальности («я сам себе государство», «идеальное общество» нужно создать в себе самом), о сохранении ею человеческого достоинства в условиях коллективизма и «буйства коммунальности».