ДАЙ ЧЖЭНЬ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДАЙ ЧЖЭНЬ (Дай Дунъюань, Дай Шэньсю) (19.1.1723, Сюнин, пров. Аньхой – 1.7.1777, Пекин), кит. философ, представитель неоконфуцианства, лидер одного (Вань пай) из двух гл. направлений «ханьского учения» (хань сюэ, пу сюэ), учёный (математик, астроном, лингвист, историк и географ). Происходил из семьи мелкого торговца. До 9 лет не говорил, не писал, но запоминал наизусть тексты конфуцианского «Тринадцатиканония» («Ши сань цзин»). С 1773 участвовал в составлении свода классич. лит-ры «Сы ку цюань шу» («Полное собрание всех книг по четырём разделам»). В 1775 получил высшую учёную степень – цзиньши и звание академика академии «Ханьлинь». Написал фундам. труды по фонологии и схолиастике. Свои основанные на новой методологии «проверяющего/доказательного исследования» (као цзюй/чжэн) текстологич. комментарии к конфуцианской классике противопоставлял предшествовавшим комментариям, искажённым, по его мнению, даосско-буддийскими влияниями. Главные филос. соч. – «Мэн-цзы цзы и шу чжэн» («Значения слов "Мэн-цзы" в комментариях и свидетельствах») и «Юань шань» («Обращение к началу добра»).
Д. Ч. стремился к гармонизации общих понятийных оппозиций как отражению универсальной и гармоничной целостности мира. Основополагающее для неоконфуцианства противопоставление «надформенного» дао «подформенным» «орудиям» истолковывал как временнóе, а не субстанциальное различие состояний единой «пневмы» (ци): с одной стороны, беспрестанно изменяющейся, «порождающей порождения» (шэн шэн) по законам сил инь и ян и «пяти элементов» (у син), а с другой – уже оформившейся в множества конкретных устойчивых вещей. «Индивидуальная природа» (син) каждой вещи «естественна» и определяется «добром» (шань), которое порождается «гуманностью» (жэнь), упорядочивается «благопристойностью» (ли) и стабилизируется «должной справедливостью» (и). Космологически «добро» проявляется в виде дао, «добродетели» (дэ) и «принципов» (ли), а антропологически – в виде «предопределения» (мин), «индивидуальной природы» и «способностей» (цай). Выступая против канонизированного неоконфуцианцами эпохи Сун противопоставления «принципов» «чувствам» и «желаниям», Д. Ч. утверждал их неразделимость. «Принцип» – то неизменное, что специфично для «индивидуальной природы» каждого человека и каждой вещи, высший предмет познания. В отличие от предшествующих неоконфуцианцев считал, что «принципы» в явном виде не присутствуют в человеческой психике – «сердце» (синь), а выявляются с помощью глубинного анализа. Труды Д. Ч., малопопулярные в своё время, вызвали значит. интерес в 20 в., оказавшись созвучными сциентистским настроениям кит. интеллигенции, которые выражали прежде всего Лян Цичао и Ху Ши.