Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЕ́ЛЬСОН ЛЕОНАРД

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 349

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




НЕ́ЛЬСОН (Nelson) Ле­о­нард (11.7.1882, Бер­лин – 29.10.1927, Гёт­тин­ген), нем. фи­ло­соф, гла­ва не­оф­риз­ской шко­лы нео­кан­ти­ан­ст­ва. В 1901–04 учил­ся в ун-тах Гей­дель­бер­га, Бер­ли­на и Гёт­тин­ге­на. С 1909 при­ват-до­цент, с 1919 проф. Гёт­тин­ген­ско­го ун-та. Це­лью ос­но­ван­но­го им Об-ва Фри­за счи­тал ме­то­дич. раз­ви­тие кри­тич. фи­ло­со­фии И. Кан­та в ин­тер­пре­та­ции, дан­ной Я. Ф. Фри­зом.

Ис­ход­ный пункт гно­сео­ло­гии Н. – вос­при­ятие как факт «не­по­сред­ст­вен­но­го зна­ния», со­став­ляю­щий дос­то­вер­ную ос­но­ву всех су­ж­де­ний, не до­ка­зуе­мых чис­то ло­гич. пу­тём. Это не­по­сред­ст­вен­ное зна­ние не все­гда яв­ля­ет­ся осоз­нан­ным, та­ко­вым оно ста­но­вит­ся в ре­зуль­та­те «реф­лек­сии», с по­мо­щью ко­то­рой в про­цес­се са­мо­на­блю­де­ния ус­та­нав­ли­ва­ют­ся ап­ри­ор­ные прин­ци­пы по­зна­ния. В ос­но­ве эти­ки у Н., как и у Кан­та, ле­жит по­ня­тие дол­га, а пра­во оп­ре­де­ля­ет­ся им как «прак­ти­че­ская не­об­хо­ди­мость обо­юд­но­го ог­ра­ни­че­ния сво­бо­ды», воз­ни­каю­щая в про­цес­се взаи­мо­дей­ст­вия ин­ди­ви­дов. В пе­да­го­ги­ке от­стаи­вал «со­кра­ти­че­ский ме­тод» пре­по­да­ва­ния. Раз­ви­вал идеи «эти­че­ско­го со­циа­лиз­ма», клас­со­вую борь­бу по­ни­мал как «борь­бу за пра­во». Ока­зал влия­ние на Р. От­то и К. Поп­пе­ра.

Соч.: Gesammelte Schriften. Hamb., 1970–1977. Bd 1–9.

Лит.: Не­воз­мож­ность тео­рии по­зна­ния // Но­вые идеи в фи­ло­со­фии. СПб., 1913. Вып. 5; Franke H. L. Nelson. Ein biographischer Beit­rag unter besonderer Berücksichtigung seiner rechts- und staatsphilosophischen Arbeiten. Hamb., 1991.

Вернуться к началу