МО-ЦЗЫ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МО-ЦЗЫ (Учитель Мо), Мо Ди [устар. – Миций (лат. Micius), Ми Ти] (490/468 – 403/376 до н. э.), др.-кит. мыслитель и политик, создатель филос. школы мо цзя. Происходил из гос-ва Лу или соседнего Сун, где, по свидетельству Сыма Цяня в «Ши цзи» (гл. 74), был сановником (да фу) и знатоком фортификации, благодаря чему традиц. генеалогией возводится к мифич. императору и культурному герою Шэнь-нуну, хотя его народолюбие, осведомлённость в ремёслах и отсутствие родового имени свидетельствуют о невысоком происхождении и социальном положении. Согласно «Хуайнань-цзы» (гл. 21), первоначально «изучал дело конфуцианцев-жу и воспринял искусство Конфуция», а затем отверг конфуцианство и Путь-дао эпохи Чжоу (12/11 – 3 вв. до н. э.) и, исходя из эгалитаристских и аскетич. установок, обратился к архаич. порядкам эпохи Ся (23 – 18 вв. до н. э.), апеллируя к гуманной воле Неба. Пропагандировал свою теорию и практику, перемещаясь из царства в царство, и к 4 в. до н. э., по свидетельству «Мэн-цзы» (3Б, 9; 7А, 26), «слова Ян Чжу и Мо Ди» «заполнили Поднебесную». Одноим. трактат «Мо-цзы» включает в себя филос. и науч. достижения всей школы мо цзя, но со времён его первого комментатора Лу Шэна (3–4 вв. н. э.) приписывается Мо-ц. Учение самого Мо-ц., видимо в основном религ.-филос. и социально-этическое, изложено в 10 трёхчастных разделах (главы 8–37, 7 утрачены), названия которых отражают его гл. идеи: «Почитание достойных» («Шан сянь»), «Почитание единения» («Шан тун»), «Объединяющая любовь» («Цзянь ай»), «Отрицание нападений» («Фэй гун»), «Сокращение потребления» («Цзе юн»), «Сокращение погребальных [расходов]» («Цзе цзан»), «Воля Неба» («Тянь чжи»), «Духовидение» («Мин гуй»), «Отрицание музыки» («Фэй юэ»), «Отрицание предопределения» («Фэй мин»).
На Западе под влиянием миссионеров и кит. реформаторов в кон. 19 – нач. 20 вв. Мо-ц. приобрёл репутацию провозвестника христианского социализма и коммунизма (Ф. Фрей. «Миций...», 1906), что поддержал и Л. Н. Толстой, отредактировавший брошюру П. А. Буланже о нём («Ми-Ти», 1910) как об истинном наследнике Конфуция, проповеднике «учения о всеобщей любви». Но уже в 1928 Е. М. Чепурковский восстановил его традиц. образ «соперника Конфуция», что и закрепилось в отеч. лит-ре (А. А. Петров, Ян Хиншун, М. Л. Титаренко, Ф. С. Быков, В. А. Рубин).