МА́НДЕВИЛЬ БЕРНАРД
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МА́НДЕВИЛЬ (Mandeville) Бернард (1670, Дордрехт или Роттердам, Нидерланды – 21.1.1733, Хакни, близ Лондона), англ. философ и писатель-моралист. Родился в семье потомков франц. эмигрантов. Учился в эразмианской школе в Роттердаме (1678–85), затем в Лейденском ун-те (1685–91), где изучал медицину и философию. С сер. 1690-х гг. постоянно жил в Лондоне, занимался врачебной практикой и лит. деятельностью.
Осн. произведение – «Басня о пчёлах, или Пороки частных лиц – блага для общества» («The fable of the bees: or, Private vices, publick benefits», 1714; 2nd ed., pt. 1–2, 1723–29; рус. пер. 1974, 2000). Оно выросло из его иронич. поэмы «Возроптавший улей, или Мошенники, ставшие честными» («The grumbling hive: or, knaves turn’d honest», 1705, рус. пер. 2000), аллегории, в которой дан сатирич. образ общества, процветающего благодаря порокам его членов и пришедшего в упадок, как только в нём восторжествовало благонравие. 1-е изд. «Басни...» содержало также комментарий к ней и трактат «Исследование о происхождении моральной добродетели» («An enquiry into the origin of moral virtue»). В нём М. развил мысль, что в природе человека нет непосредственного нравств. начала, в ней бурлят низменные влечения и аффекты, а систему морали создало искусство политиков, приучивших людей преодолевать свои аффекты из стыда, страха и гордости. Во 2-е изд. вошло также «Исследование о природе общества» («A search into the nature of society»), содержавшее критику этики «естественного нравственного чувства» А. Шефтсбери и обсуждение вопроса о начале и значении зла. Согласно М., зло – как моральное (пороки людей), так и физическое (неблагоприятные природные явления) – выступает осн. побудительным мотивом, который делает людей социальными существами, и является условием их успехов в экономич. деятельности, в искусствах и науках. 2-й том «Басни…» (1729) содержал шесть филос. диалогов. С 1723 вокруг «Басни...» разгорелась полемика. Начало ей положило заявление присяжных большого жюри графства Мидлсекс, осудившего книгу как безнравственную и опасную для религии и общества. С критикой М. выступили англ. теологи Ф. Хатчесон, Дж. Беркли и др. Начав отвечать критикам, М. был втянут в эту полемику до конца своих дней. Последователь Дж. Локка, М. стоял за светское государство и предостерегал от вмешательства в его дела духовенства, полагая, что мирским амбициям духовенства может служить лишь извращённое христианство. Эти идеи, как и свои соображения в защиту веротерпимости, М. изложил в кн. «Свободные мысли о религии, церкви и национальном счастье» («Free Thought on religion, the Church and national happines», 1720). В психологии М. придерживался концепции аффективной природы человека и в комментарии к «Возроптавшему улью...» дал много примеров соответствующего анализа человеческого поведения и сознания.