Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́НДЕВИЛЬ БЕРНАРД

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 741-742

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Л. Субботин

МА́НДЕВИЛЬ (Mandeville) Бер­нард (1670, Дор­д­рехт или Рот­тер­дам, Ни­дер­лан­ды – 21.1.1733, Хак­ни, близ Лон­до­на), англ. фи­ло­соф и пи­са­тель-мо­ра­лист. Ро­дил­ся в се­мье по­том­ков франц. эмиг­ран­тов. Учил­ся в эраз­ми­ан­ской шко­ле в Рот­терда­ме (1678–85), за­тем в Лей­ден­ском ун-те (1685–91), где изу­чал ме­ди­ци­ну и фи­ло­со­фию. С сер. 1690-х гг. по­сто­ян­но жил в Лон­до­не, за­ни­мал­ся вра­чеб­ной прак­ти­кой и лит. дея­тель­но­стью.

Осн. про­из­ве­де­ние – «Бас­ня о пчё­лах, или По­ро­ки ча­ст­ных лиц – бла­га для об­ще­ст­ва» («The fable of the bees: or, Private vices, publick benefits», 1714; 2nd ed., pt. 1–2, 1723–29; рус. пер. 1974, 2000). Оно вы­рос­ло из его иро­нич. по­эмы «Воз­роп­тав­ший улей, или Мо­шен­ни­ки, став­шие че­ст­ны­ми» («The grumb­ling hive: or, knaves turn’d honest», 1705, рус. пер. 2000), ал­ле­го­рии, в ко­то­рой дан са­ти­рич. об­раз об­ще­ст­ва, про­цве­таю­ще­го бла­го­да­ря по­ро­кам его чле­нов и при­шед­ше­го в упа­док, как толь­ко в нём вос­тор­же­ст­во­ва­ло бла­го­нра­вие. 1-е изд. «Бас­ни...» со­дер­жа­ло так­же ком­мен­та­рий к ней и трак­тат «Ис­сле­до­ва­ние о про­ис­хо­ж­де­нии мо­раль­ной доб­ро­де­те­ли» («An enquiry into the origin of moral vir­tue»). В нём М. раз­вил мысль, что в при­ро­де че­ло­ве­ка нет не­по­сред­ст­вен­но­го нравств. на­ча­ла, в ней бур­лят низ­мен­ные вле­че­ния и аф­фек­ты, а сис­те­му мо­ра­ли соз­да­ло ис­кус­ст­во по­ли­ти­ков, при­учив­ших лю­дей пре­одо­ле­вать свои аф­фек­ты из сты­да, стра­ха и гор­до­сти. Во 2-е изд. во­шло так­же «Ис­сле­до­ва­ние о при­ро­де об­ще­ст­ва» («A search into the nature of society»), со­дер­жав­шее кри­ти­ку эти­ки «ес­те­ст­вен­но­го нрав­ст­вен­но­го чув­ст­ва» А. Шеф­тс­бе­ри и об­су­ж­де­ние во­про­са о на­ча­ле и зна­че­нии зла. Со­глас­но М., зло – как мо­раль­ное (по­ро­ки лю­дей), так и фи­зи­че­ское (не­бла­го­при­ят­ные при­род­ные яв­ле­ния) – вы­сту­па­ет осн. по­бу­ди­тель­ным мо­ти­вом, ко­то­рый де­ла­ет лю­дей со­ци­аль­ны­ми су­ще­ст­ва­ми, и яв­ля­ет­ся ус­ло­ви­ем их ус­пе­хов в эко­но­мич. дея­тель­но­сти, в ис­кус­ст­вах и нау­ках. 2-й том «Бас­ни…» (1729) со­дер­жал шесть фи­лос. диа­ло­гов. С 1723 во­круг «Бас­ни...» раз­го­ре­лась по­ле­ми­ка. На­ча­ло ей по­ло­жи­ло за­яв­ле­ние при­сяж­ных боль­шо­го жю­ри граф­ст­ва Мидл­секс, осу­див­ше­го кни­гу как без­нрав­ст­вен­ную и опас­ную для ре­ли­гии и об­ще­ст­ва. С кри­ти­кой М. вы­сту­пи­ли англ. тео­ло­ги Ф. Хат­че­сон, Дж. Берк­ли и др. На­чав от­ве­чать кри­ти­кам, М. был втя­нут в эту по­ле­ми­ку до кон­ца сво­их дней. По­сле­до­ва­тель Дж. Лок­ка, М. сто­ял за свет­ское го­су­дар­ст­во и пре­дос­те­ре­гал от вме­ша­тель­ст­ва в его де­ла ду­хо­вен­ст­ва, по­ла­гая, что мир­ским ам­би­ци­ям ду­хо­вен­ст­ва мо­жет слу­жить лишь из­вра­щён­ное хри­сти­ан­ст­во. Эти идеи, как и свои со­об­ра­же­ния в за­щи­ту ве­ро­тер­пи­мо­сти, М. из­ло­жил в кн. «Сво­бод­ные мыс­ли о ре­ли­гии, церк­ви и на­цио­наль­ном сча­стье» («Free Thought on religion, the Church and national happines», 1720). В пси­хо­ло­гии М. при­дер­жи­вал­ся кон­цеп­ции аф­фек­тив­ной при­ро­ды че­ло­ве­ка и в ком­мен­та­рии к «Воз­роп­тав­ше­му улью...» дал мно­го при­ме­ров со­от­вет­ст­вую­ще­го ана­ли­за че­ло­ве­че­ско­го по­ве­де­ния и соз­на­ния.

Лит.: Cook R. I. B. Mandeville. N. Y., 1974; Mon­ro H. The ambivalence of B. Mandeville. Oxf., 1975; Horne T. A. The social thought of B. Mandeville. L., 1978; Суб­бо­тин А. Л. Б. Ман­де­виль. М., 1986.

Вернуться к началу