ИНТЕРНАЛИ́ЗМ И ЭКСТЕРНАЛИ́ЗМ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИНТЕРНАЛИ́ЗМ И ЭКСТЕРНАЛИ́ЗМ, первоначально название противостоящих друг другу течений в историографии и философии науки, сложившихся в 1930-е гг. Экстернализм возник как реакция на позитивистски ориентированную историю науки, представляющую её лишь как накопление и классификацию опытных данных. Экстерналисты считают, что осн. задачей обращения к истории науки является реконструкция социокультурных условий и ориентиров науч. деятельности («социальных заказов», «социоэкономич. условий», «культурно-историч. контекстов» и т. п.), которые выступают в качестве фактора, непосредственно определяющего ход науч. познания и структуру получаемого знания. В свою очередь, уже как реакция на экстернализм, складывается интерналистская историография науки, рассматривающая в качестве осн. движущей силы развития науки внутренние, связанные с природой самого познания факторы (объективную логику возникновения и решения проблем, эволюцию интеллектуальных традиций и исследовательских программ и т. д.) и отводящая личностным, социально-экономич. и др. факторам роль воздействий, способных, в зависимости от ситуации, лишь тормозить или ускорять ход познания. Вместе с тем в отличие от позитивистской историографии интернализм не игнорирует в своих историч. исследованиях реальные связи между динамикой познания и его историко-культурным контекстом – господствующими в ту или иную эпоху идеями, интеллектуальными традициями и т. д. Интернализм представлен в трудах историков науки А. Койре, А. Р. Холла, Г. Герлака и др., в философии науки – прежде всего в работах И. Лакатоса. Экстернализм представлен в работах Дж. Бернала, Дж. Холдейна, Э. Цильзеля, Дж. Нидема и др. Значит. влияние на формирование экстернализма оказал марксизм, в частности доклад Б. М. Гессена «Социально-экономические корни механики Ньютона» на 2-м Междунар. конгрессе историков науки в Лондоне (1931). Во 2-й пол. 20 в. экстернализм получил новый импульс со стороны историч. школы постпозитивистской философии науки и связанных с ней направлений науковедения, историч. социологии науки, социологии знания и др.
К нач. 21 в. терминологич. оппозиция экстернализма и интернализма была перенесена из истории науки в область исследований сознания средствами комплекса когнитивных наук (нейробиологии, психофизиологии, психологии, лингвистики, компьютерной науки). Возникающие здесь филос.-методологич. дискуссии развиваются в рамках аналитич. философии сознания (the philosophy of mind).