Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЕОНТОЛО́ГИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 545

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. В. Максимов

ДЕОНТОЛО́ГИЯ (от греч. δέον, род. п. δέοντος – долг, обя­зан­ность, правиль­ность и ...ло­гия), нау­ка или уче­ние о долж­ном. Тер­мин впер­вые упот­реб­лён И. Бен­та­мом в ка­че­ст­ве си­но­ни­ма эти­ки в це­лом («Де­он­то­ло­гия, или Нау­ка о мо­ра­ли» – «De­on­to­logy or The Science of morality». Vol. 1–2. 1834), од­на­ко впо­след­ст­вии при­об­рёл бо­лее уз­кое и спец. зна­че­ние. В совр. фи­ло­со­фии Д. обыч­но трак­ту­ет­ся как эти­ка дол­га, от­лич­ная от эти­ки до­б­ра. Ос­но­ва­ни­ем для та­ко­го раз­гра­ни­че­ния яв­ля­ет­ся на­ли­чие в мо­ра­ли двух фор­маль­но и функ­цио­наль­но раз­ных спо­со­бов дек­ла­ри­ро­ва­ния нрав­ст­вен­ной по­зи­ции – в ви­де им­пе­ра­ти­вов, вы­ра­жаю­щих дол­жен­ст­во­ва­ние или за­прет, и в ви­де оце­нок, вы­ра­жаю­щих одоб­ре­ние или осу­ж­де­ние. И. Кант, от­стаи­ваю­щий ло­гич. при­ори­тет, «пер­вич­ность» дол­га пе­ред доб­ром, ут­вер­ждал, что са­мо по­ня­тие до­б­ра про­из­вод­но от по­ня­тия дол­га: «доб­ром» мы на­зы­ва­ем имен­но то, че­го тре­бу­ет долг; по­пыт­ка же оп­ре­де­лить доб­ро по­ми­мо дол­га даст нам лишь эм­пи­рич. пред­став­ле­ние о пред­ме­те удо­воль­ст­вия, но не по­ня­тие о мо­раль­ном до­б­ре са­мом по се­бе. Сход­ную по­зи­цию за­ни­ма­ет и со­вре­мен­ный де­он­то­ло­гич. ин­туи­ти­визм (У. Росс, Ч. Брод и др.). Д. от­ри­ца­ет не­об­хо­ди­мость учи­ты­вать мо­ти­вы, це­ли и по­след­ст­вия то­го или ино­го по­ступ­ка для ква­ли­фи­ка­ции его во­об­ще как мо­раль­но­го: нравств. спе­ци­фи­ка по­ступ­ка оп­ре­де­ля­ет­ся ис­клю­чи­тель­но по­бу­дит. им­пуль­сом, «энер­ги­ей» дол­га, а не тем, ра­ди че­го он со­вер­ша­ет­ся. Этим ут­вер­жде­ни­ем Д. про­ти­во­по­ла­га­ет се­бя те­лео­ло­гич. и кон­се­к­вен­ци­аль­ной эти­ке, в ча­ст­но­сти ге­до­низ­му и ути­ли­та­риз­му.

Вернуться к началу