Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АЛЕКСА́НДР АФРОДИСИ́ЙСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 440

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Лебедев

АЛЕКСА́НДР АФРОДИСИ́ЙСКИЙ (Ἀλέξανδρος ὁ Ἀφροδισιεύς – из г. Аф­ро­дисиа­да в Ма­лой Азии), др.-греч. фи­лософ, гла­ва пе­ри­па­те­ти­че­ской шко­лы в Афи­нах ме­ж­ду 198 и 209. При­об­рёл в древ­но­сти ре­пу­та­цию наи­бо­лее ав­то­ри­тет­но­го ком­мен­та­то­ра Ари­сто­те­ля: позд­ней­шие ав­то­ры ссы­ла­ют­ся на не­го про­сто как на «Ком­мен­та­то­ра» и «вто­ро­го Ари­сто­те­ля». Со­хра­ни­лись ком­мен­та­рии А. А. к «Ме­та­фи­зи­ке» (кн. 1–5), 1-й «Ана­ли­ти­ке» (кн. 1), «То­пи­ке», «Ме­тео­ро­ло­гии», «Об ощу­ще­нии»; ком­мен­та­рии к фи­зич. и ло­гич. со­чи­не­ни­ям Ари­сто­те­ля ут­ра­че­ны и из­вест­ны по ци­та­там. До нас до­шёл так­же ряд крат­ких ори­ги­наль­ных фи­лос. трак­та­тов А. А.: «О ду­ше», «О судь­бе» (по­свя­щён имп. Сеп­ти­мию Се­ве­ру), «О сме­ше­нии», «О про­ви­де­нии» (со­хра­нил­ся толь­ко в араб. пе­ре­во­де), а так­же мно­го­числ. дис­кус­си­он­ные тек­сты в жан­ре фи­лос. и мед. «про­блем», ча­стью не­под­лин­ные.

А. А. за­вер­ша­ет чис­то пе­ри­па­те­тич. тра­ди­цию ау­тен­тич­но­го под­хо­да к фи­ло­со­фии Ари­сто­те­ля, вос­хо­дя­щую к Ан­д­ро­ни­ку Ро­дос­ско­му в 1 в. до н. э. и следо­вав­шую прин­ци­пу «ис­тол­ко­вы­вать Ари­сто­те­ля на ос­но­ва­нии Ари­сто­те­ля», т. е. без прив­не­се­ния сто­ич., пла­то­нич. и т. п. эле­мен­тов (позд­ней­шие ком­мен­та­то­ры Ари­сто­те­ля, на­чи­ная с Пор­фи­рия, бы­ли не­оп­ла­то­ни­ка­ми и стре­ми­лись со­гла­со­вать уче­ния Пла­то­на и Ари­сто­те­ля). Осн. фи­лос. оп­по­нен­та­ми А. А. бы­ли сто­и­ки и пла­то­ни­ки. В ме­та­фи­зи­ке А. А. был бли­зок к но­ми­на­лиз­му, от­ри­цая воз­мож­ность су­ще­ст­во­ва­ния ро­дов и ви­дов «от­дель­но» от еди­нич­ных ве­щей, но в то же вре­мя счи­тая их ре­аль­но су­ще­ст­вую­щи­ми в са­мих ве­щах; об­щие по­ня­тия об­ра­зу­ют­ся рас­суд­ком пу­тём аб­ст­ра­ги­ро­ва­ния. Вслед за Ан­д­ро­ни­ком Ро­дос­ским А. А. оп­ре­де­лял ду­шу как смесь ма­те­ри­аль­ных эле­мен­тов, при­зна­вая т. о. её смерт­ность: этот его те­зис по­лу­чил ши­ро­кую из­вест­ность в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния. Наи­бо­лее влия­тель­ной тео­ри­ей А. А. в ис­то­рии ев­роп. фи­ло­со­фии ока­за­лась его ин­тер­пре­та­ция «ак­тив­но­го ин­тел­лек­та» в трак­та­те Ари­сто­те­ля «О ду­ше» (кн. 3, гл. 5) как бо­же­ст­вен­ной сущ­но­сти, то­ж­де­ст­вен­ной с не­под­виж­ным пер­во­дви­га­те­лем. Про­ви­де­ние, со­глас­но А. А., осу­ще­ст­в­ля­ет­ся че­рез вра­ще­ние не­бес­ных сфер и име­ет сво­ей ­целью уве­ко­ве­че­ние ви­дов, бу­ду­чи рав­но­душ­но при этом к судь­бе ин­ди­ви­дов.

Изд.: Com­men­taria in Aris­to­telem Graeca. B., 1883–1901. Vol. 1–3; Sup­ple­men­tum Aris­to­teli­cum / Ed. by I. Bruns. B., 1887–1892. Vol. 2. Pt. 1–2; О сме­ше­нии и рос­те / Пер. и прим. М. А. Со­ло­по­вой // Фи­ло­со­фия при­ро­ды в ан­тич­но­сти и в сред­ние ве­ка. М., 1999. Ч. 2.

Лит.: Shar­ples RW. Al­ex­an­der of Aph­ro­disias: scho­las­ti­cism and in­no­va­tion // Auf­stieg und Nied­er­gang der Römischen Welt. 2. B.; N. Y., 1987. P. 1176–1243 (bibl.); Mo­raux P. Der Aris­to­telis­mus bei den Griechen. B., 2001. Bd 3: Al­ex­an­der von Aph­ro­disias. См. так­же лит. при ст. Ари­сто­те­лизм.

Вернуться к началу