АЛЕКСА́НДР АФРОДИСИ́ЙСКИЙ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АЛЕКСА́НДР АФРОДИСИ́ЙСКИЙ (Ἀλέξανδρος ὁ Ἀφροδισιεύς – из г. Афродисиада в Малой Азии), др.-греч. философ, глава перипатетической школы в Афинах между 198 и 209. Приобрёл в древности репутацию наиболее авторитетного комментатора Аристотеля: позднейшие авторы ссылаются на него просто как на «Комментатора» и «второго Аристотеля». Сохранились комментарии А. А. к «Метафизике» (кн. 1–5), 1-й «Аналитике» (кн. 1), «Топике», «Метеорологии», «Об ощущении»; комментарии к физич. и логич. сочинениям Аристотеля утрачены и известны по цитатам. До нас дошёл также ряд кратких оригинальных филос. трактатов А. А.: «О душе», «О судьбе» (посвящён имп. Септимию Северу), «О смешении», «О провидении» (сохранился только в араб. переводе), а также многочисл. дискуссионные тексты в жанре филос. и мед. «проблем», частью неподлинные.
А. А. завершает чисто перипатетич. традицию аутентичного подхода к философии Аристотеля, восходящую к Андронику Родосскому в 1 в. до н. э. и следовавшую принципу «истолковывать Аристотеля на основании Аристотеля», т. е. без привнесения стоич., платонич. и т. п. элементов (позднейшие комментаторы Аристотеля, начиная с Порфирия, были неоплатониками и стремились согласовать учения Платона и Аристотеля). Осн. филос. оппонентами А. А. были стоики и платоники. В метафизике А. А. был близок к номинализму, отрицая возможность существования родов и видов «отдельно» от единичных вещей, но в то же время считая их реально существующими в самих вещах; общие понятия образуются рассудком путём абстрагирования. Вслед за Андроником Родосским А. А. определял душу как смесь материальных элементов, признавая т. о. её смертность: этот его тезис получил широкую известность в эпоху Возрождения. Наиболее влиятельной теорией А. А. в истории европ. философии оказалась его интерпретация «активного интеллекта» в трактате Аристотеля «О душе» (кн. 3, гл. 5) как божественной сущности, тождественной с неподвижным перводвигателем. Провидение, согласно А. А., осуществляется через вращение небесных сфер и имеет своей целью увековечение видов, будучи равнодушно при этом к судьбе индивидов.