ТАНА́КА СЁХЭЙ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТАНА́КА Сёхэй (Tanaka Shohé) (12.6.1862, посёлок Яхата уезда Михара провинции Авадзи, ныне посёлок Касютатэгавасэ, близ г. Минамиавадзи – 16.10.1945, посёлок Тиёда, ныне Сибаяма, уезд Самбу, префектура Тиба), японский физик-акустик, инженер, теоретик музыки, этномузыковед. Окончил Токийский университет (1882). Получив императорскую стипендию, с 1884 стажировался в Берлинском университете под руководством Г. Гельмгольца, одновременно учился в Консерватории Штерна (изучал контрапункт у Г. Беллермана, гармонию – у Л. Бусслера). В монографии «Учение о чистом строе» (1890, на немецком языке), за которую в 1891 получил в Берлинском университете степень доктора, существенно развил общую теорию чистого строя, обосновал фундаментальное значение 53-ступенного чистого строя и тесно связанного с ним 53-ступенного равномерного строя. Для игры в таких строях изобрёл клавиатуру с 20 клавишами в октаве и транспонирующим устройством, которая расценивалась современниками как наиболее удобная для музыкантов (по сравнению с другими многоклавишными клавиатурами); ею были оснащены новые инструменты, разработанные по проекту Т.: фисгармония (Х. фон Бюлов назвал её «энгармониум»), орган. После 1890 занимался исследованиями в области машиностроения. Вернувшись в Японию (1899), занимал инженерные и руководящие должности в министерствах (до 1929).
Собрал и впервые в Японии записал в европейской 5-линейной нотации свыше 250 образцов японской традиционной музыки (театра но, жанров нагаута, гидаю, хаута и др.), для её популяризации основал в Токио музыкально-просветительское общество «Чистый звук» (1907). С 1921 член Комиссии по традиционной музыке при Министерстве культуры и образования. Среди последних научных работ – статья «Мотивы обращения к чистому строю» и монография «Принципы гармонии японской музыки» (обе 1940, на японском языке).