Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТАНА́КА СЁХЭЙ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 637

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Книжная версия:



    Электронная версия:

Авторы: А. Ю. Зубов

ТАНА́КА Сё­хэй (Tanaka Shohé) (12.6.1862, пос. Яха­та у. Ми­ха­ра пров. Авад­зи, ны­не пос. Ка­сюта­тэ­га­ва­сэ, близ г. Ми­на­миа­вад­зи – 16.10.1945, пос. Тиё­да, ны­не Си­бая­ма, у. Сам­бу, пре­фек­ту­ра Ти­ба), япон. фи­зик-аку­стик, ин­же­нер, тео­ре­тик му­зы­ки, эт­но­му­зы­ко­вед. Окон­чил То­кий­ский ун-т (1882). По­лу­чив имп. сти­пен­дию, с 1884 ста­жи­ро­вал­ся в Бер­лин­ском ун-те под рук. Г. Гельм­голь­ца

 >>
, од­но­вре­мен­но учил­ся в Конс. Штер­на (изу­чал кон­трапункт у Г. Бел­лер­ма­на, гар­мо­нию – у Л. Бус­сле­ра). В мо­но­гра­фии «Уче­ние о чис­том строе» (1890, на нем. яз.), за ко­то­рую в 1891 по­лу­чил в Бер­лин­ском ун-те сте­пень док­то­ра, су­ще­ст­вен­но раз­вил об­щую тео­рию чис­то­го строя
 >>
, обос­но­вал фун­дам. зна­че­ние 53-сту­пен­но­го чис­то­го строя и тес­но свя­зан­но­го с ним 53-сту­пен­но­го рав­но­мер­но­го строя. Для иг­ры в та­ких стро­ях изо­брёл кла­виа­ту­ру с 20 кла­ви­ша­ми в ок­та­ве и транс­по­ни­рую­щим уст­рой­ст­вом, ко­то­рая рас­це­ни­ва­лась со­вре­мен­ни­ка­ми как наи­бо­лее удоб­ная для му­зы­кан­тов (по срав­не­нию с др. мно­го­кла­виш­ны­ми кла­виа­ту­ра­ми); ею бы­ли ос­на­ще­ны но­вые ин­ст­ру­мен­ты, раз­ра­бо­тан­ные по про­ек­ту Т.: фис­гар­мо­ния (Х. фон Бю­лов
 >>
на­звал её «эн­гар­мо­ни­ум»), ор­ган. По­сле 1890 за­ни­мал­ся ис­сле­до­ва­ния­ми в об­лас­ти ма­ши­но­строе­ния. Вер­нув­шись в Япо­нию (1899), за­ни­мал ин­же­нер­ные и ру­ко­во­дя­щие долж­но­сти в ми­ни­стер­ст­вах (до 1929).

Со­брал и впер­вые в Япо­нии за­пи­сал в ев­роп. 5-ли­ней­ной но­та­ции св. 250 об­раз­цов япон. тра­диц. му­зы­ки (те­ат­ра но

 >>
, жан­ров на­гау­та, ги­даю, хау­та и др.), для её по­пу­ля­ри­за­ции ос­но­вал в То­кио муз.-про­све­тит. об-во «Чис­тый звук» (1907). С 1921 чл. Ко­мис­сии по тра­диц. му­зы­ке при Мин-ве куль­ту­ры и об­ра­зо­ва­ния. Сре­ди по­след­них на­уч. ра­бот – ста­тья «Мо­ти­вы об­ра­ще­ния к чис­то­му строю» и мо­но­гра­фия «Прин­ци­пы гар­мо­нии япон­ской му­зы­ки» (обе 1940, на япон. яз.).

Лит.: Hiebert E. N. The Helmholtz legacy in physiological acoustics. N. Y., 2014.

Вернуться к началу