Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИОА́НН ДЕ ГРОКЕ́ЙО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ИОА́НН ДЕ ГРОКЕ́ЙО, Ио­анн де Гро­хео (Johannes de Grocheio, Grocheo), французский тео­ре­тик му­зы­ки (конец 13 в.). Ма­гистр Па­риж­ско­го университета, где ус­во­ил но­вей­шие дос­ти­же­ния фи­ло­со­фии и тео­ло­гии сво­его вре­ме­ни, в осо­бен­но­сти «ма­те­ма­ти­че­ских» дис­ци­п­лин квад­ри­вия. Един­ст­вен­ный со­хра­нив­ший­ся трак­тат – «De musica» («О му­зы­ке»), план ко­то­ро­го и ло­ги­ка рас­смот­ре­ния объ­ек­тов музыкальной нау­ки сви­де­тель­ст­ву­ют о стрем­ле­нии И. де Г. под­ра­жать фи­лософскому уче­нию Ари­сто­те­ля, в осо­бен­но­сти его ги­ле­мор­физ­му (например, музыкальный ин­тер­вал по­ни­ма­ет­ся как ма­те­рия му­зы­ки и од­но­вре­мен­но как фор­ма, оп­ре­де­ляе­мая чис­лом; в во­каль­ной му­зы­ке текст рас­смат­ри­ва­ет­ся как ма­те­рия, в ко­то­рую «вво­дит­ся» музыкальная фор­ма, и т. д.). И. де Г. да­ёт соб­ст­вен­ное ам­би­ва­лент­ное оп­ре­де­ле­ние му­зы­ки: как тео­ре­ти­че­ской «нау­ки о чис­ле, от­не­сён­ном к зву­кам», и од­но­вре­мен­но прак­ти­че­ско­го зна­ния, по­ни­мае­мо­го как свод ре­ко­мен­да­ций при об­уче­нии му­зы­кан­та. От­вер­гая тра­ди­ци­он­ное, дан­ное Бо­эци­ем де­ле­ние му­зы­ки (mundana – «ми­ро­вая», humana – «че­ло­ве­че­ская», instrumentalis – «ин­ст­ру­мен­таль­ная»; см. иро­нический пас­саж И. де Г.: «да и кто слы­шал, что­бы че­ло­ве­че­ский ор­га­низм зву­чал?»), он пред­ла­га­ет соб­ст­вен­ную её клас­си­фи­ка­цию по 3 ти­пам: cantus pub­li­cus – «по­пу­ляр­ная му­зы­ка» (т. е. му­зы­ка уст­ной тра­ди­ции); musica com­po­si­ta – «учё­ная му­зы­ка» (так­же на­зы­ва­ет­ся «re­gularis», «canonica», «men­surata»; име­ют­ся в ви­ду мно­го­го­лос­ные фор­мы: ор­га­нум, го­кет и наи­бо­лее слож­ная и изы­скан­ная – по­ли­тек­сто­вый мо­тет); can­tus eccleciasticus – «цер­ков­ная му­зы­ка» (так­же на­зы­ва­ет­ся cantus pla­nus – бо­го­слу­жеб­ная монодия, «плав­ный рас­пев»). Уни­каль­на для Сред­не­ве­ко­вья де­та­ли­за­ция зву­чав­шей в то вре­мя в Па­ри­же свет­ской му­зы­ки, не­стро­го под­раз­де­ляе­мой им на sim­plex («про­стая»), civilis («оте­че­ст­вен­ная», или «ме­ст­ная») и vulgaris («про­сто­реч­ная», т. е. на «вуль­гар­ном» на­ре­чии; не­вер­ный тра­диционный пе­ре­вод – «на­род­ная»). В по­след­нюю ка­те­го­рию И. де Г. вклю­ча­ет шан­сон, эс­там­пи­ду, рондó, «дук­цию» (М. А. Са­по­нов по­ни­ма­ет этот тер­мин как ла­ти­ни­за­цию на­зва­ния об­ще­ев­ро­пей­ской тан­це­валь­ной пес­ни «ка­ро­лы»), не­ко­то­рые другие жан­ры му­зы­ки ме­не­ст­ре­лей. В об­шир­ной клас­си­фи­ка­ции музыкальных ин­ст­ру­мен­тов («ес­те­ст­вен­ным ин­ст­ру­мен­том» И. де Г. на­зы­ва­ет го­лос че­ло­ве­ка, «ис­кус­ст­вен­ным ин­ст­ру­мен­том» – музыкальный ин­ст­ру­мент в соб­ст­вен­ном смыс­ле) он вы­де­ля­ет вие­лу, об­ла­даю­щую ши­ро­чай­ши­ми ху­дожественными и тех­ническими воз­мож­но­стя­ми («хо­ро­ший мас­тер сыг­ра­ет на вие­ле лю­бую ме­ло­дию, лю­бую шан­сон и лю­бую му­зы­каль­ную фор­му во­об­ще»). Сре­ди цен­ных музыкально-тео­ре­тических на­блю­де­ний – чёт­кая диф­фе­рен­циа­ция ин­тер­ва­лов на «вер­ти­каль­ные» и «го­ри­зон­таль­ные», для ко­то­рой пе­ре­ос­мыс­ли­ва­ют­ся тра­диционные тер­ми­ны «кон­со­нанс» (consonantia) и «кон­кор­данс» (concordantia), и чрез­вы­чай­но ред­кая для средневековой нау­ки кон­ста­та­ция то­го, что мно­го­го­лос­ная му­зы­ка не под­чи­ня­ет­ся за­ко­нам монодических церковных ладов.

Лит.: Rohloff E. Die Quellenhandschriften zum Musiktraktat des Johannes de Grocheio. Leipzig, 1972; Stockmann D. Musica vulgaris bei Jo­han­nes de Grocheo (Grocheio) // Beiträge zur Mu­sikwissenschaft. 1983. Bd 25; Fladt E. Die Musikauffassung des Johannes de Grocheo im Kontext der hochmittelalterlichen Aristote­les-Rezeption. München, 1987; Ле­бе­дев С. Гро­кейо и Ари­сто­тель. Фи­ло­соф­ские пред­по­сыл­ки трак­та­та Ио­ан­на де Гро­кейо «О му­зы­ке» // Ста­рин­ная му­зы­ка в кон­тек­сте со­вре­мен­ной куль­ту­ры. М., 1989; Saponov M. Ductia und Cantus insertus bei Johannes de Grocheio // Beiträge zur Musikwissenschaft. 1990. Bd 32; Са­по­нов М. Ме­не­ст­ре­ли. М., 2004.

Вернуться к началу