Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШАХИДИ́

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 711

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ШАХИДИ́ (Шо­хи­ди), ди­на­стия тадж. му­зы­кан­тов. Зия­дул­ло [21.4(4.5).1914, Са­мар­канд – 25.2.1985, Ду­шан­бе], ком­по­зи­тор, нар. арт. Тадж. ССР (1964). Иг­рал на гид­жа­ке. В 1943–46 учил­ся в Сту­дии при СК Тадж. ССР у А. С. Лен­ско­го и С. А. Ба­ла­са­ня­на. В 1949 окон­чил Нац. сту­дию при Моск. конс. у Е. И. Месс­не­ра, в 1957 – нац. от­де­ле­ние Моск. конс. по клас­су В. Г. Фе­ре. В 1956–60 пред. СК Тадж. ССР. Наи­бо­лее из­вест­ны его пес­ни (все­го св. 300). Ав­тор опер «Ком­де и Ма­дан» (1960), «Гу­ло­мон» («Ра­бы», 1980; обе пост. в Ду­шан­бе), муз. ко­ме­дии «Ро­зия» (совм. с Ба­ла­са­ня­ном, 1942) и др. со­чи­не­ний; в сим­фо­нич. по­эмах «Буз­рук» (1972) и «Сим­фо­ния ма­ко­мов» (1977) ис­поль­зо­ва­ны ме­ло­дич. обо­ро­ты из Шаш­ма­ко­ма.

Его сын – То­либ­хон (р. 13.3.1946, Ду­шан­бе), ком­по­зи­тор, нар. арт. Тад­жи­ки­ста­на. В 1972 окон­чил Моск. конс. у А. И. Ха­ча­ту­ря­на, в пе­ри­од обу­че­ния ис­пы­тал так­же влия­ние А. Г. Шнит­ке, А. Я. Эш­пая. Круп­ней­ший совр. тадж. ком­по­зи­тор с ми­ро­вым име­нем. Твор­че­ст­во син­те­зи­ру­ет тра­ди­ции Вос­то­ка и За­па­да; осо­бое вни­ма­ние уде­ле­но су­фий­ской те­ма­ти­ке. Сре­ди со­чи­не­ний: опе­ры – «Хра­ни­тель­ни­ца ог­ня» (1987), «Амир Ис­мо­ил» (1999; обе пост. в Ду­шан­бе), ба­ле­ты – «Смерть рос­тов­щи­ка» (по од­но­им. по­вес­ти С. Ай­ни, 1978, пост. там же), «Ру­баи Хай­я­ма» (фильм-ба­лет, 1980); для ор­ке­ст­ра – 2-я сим­фо­ния «Тад­жи­ки» (1978), сим­фо­нич. по­эма «Са­до» (1984), Concerto grosso № 2, № 3 (2004), Кон­церт для фп. с ор­ке­ст­ром № 3 (1994). Ав­тор дет­ских опер, ка­мер­ных ан­самб­лей, му­зы­ки к спек­так­лям дра­ма­тич. те­ат­ра, филь­мам. С 1991 жи­вёт в Мо­ск­ве.

Вернуться к началу