ЦИ́ММЕРМА́Н
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЦИ́ММЕРМА́Н (Zimmermann) Удо (р. 6.10.1943, Дрезден), нем. композитор, дирижёр. В 1968 окончил Дрезденскую высшую школу музыки (классы композиции Й. П. Тильмана, дирижирования Р. Нойхауса). В 1968–70 стажировался у Г. Кохана в Берлинской академии искусств и ассистировал В. Фельзенштейну в театре «Комише опер». В 1974 основал и возглавил Студию новой музыки при Дрезденской гос. опере и Радио ГДР, в 1986 реорганизовал её в исследовательский Дрезденский центр современной музыки. В 1976–91 преподавал композицию в Дрезденской высшей школе музыки. В 1985–90 вёл мастер-классы совр. муз. театра при Боннской опере. В 1990–2001 Ц. возглавлял Лейпцигскую оперу, под его руководством она стала одним из европ. центров совр. муз. театра (состоялись премьеры опер К. Штокхаузена, Д. Шнебеля, Й. Херхета и др.). Штатный композитор Зальцбургского фестиваля (1991, 1995), пред. Свободной академии искусств Лейпцига (1992–97). С 1979 дирижировал Берлинским филармонич., Венским симфонич. и др. оркестрами. В 2001–03 возглавлял Немецкую оперу в Берлине, в 2004–08 – Европ. центр искусств при Ин-те музыки и ритма Э. Жака-Далькроза в Хеллерау. Как композитор работал преим. для муз. театра. Широкую известность получила опера Ц. «Белая роза» (о деятельности одноим. подпольной группы Сопротивления; Дрезден, 1967; 2-я, «камерная», ред. – Гамбург, 1986). Др. сочинения: «Второе решение» (Магдебург, 1970), «Мельница Левина» (по роману И. Бобровского; Дрезден, 1973), «Филин и летающая принцесса» (по сказке П. Хакса; Дрезден, 1976), «Чудесная башмачница» (по пьесе Ф. Гарсия Лорки; Шветцинген, 1982); оратория «Pax questuosa» (1982). Основа муз. языка – серийная техника с элементами коллажа и алеаторики. В 1980-е гг. Ц. приостановил композиторскую деятельность, в дальнейшем написал виолончельный (2009) и скрипичный (2013) концерты.