ХОЛЛ ДЖИМ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХОЛЛ (Hall) Джим (4.12.1930, Буффало, штат Нью-Йорк – 10.12.2013, Нью-Йорк), американский джазовый гитарист и композитор. В 1955 окончил как пианист Кливлендский институт музыки (частный), игре на гитаре учился самостоятельно. В 1955 играл в квинтете Чико Хамилтона. В 1957 издана первая грампластинка Х. «Jazz guitar». С того же года играл в трио Дж. Джуффри. В нач. 1960-х гг. работал с известными американскими джазовыми музыкантами, записал альбомы с участием Э. Фицджералд («Ella in Berlin: Mack the Knife», 1960), саксофонистов Б. Уэбстера («Ben Webster at the Renaissance», 1960, издан в 1985), П. Дезмонда («First place again», 1959), Л. Коница («You and Lee», 1959), Сонни Роллинза («The bridge», 1962). Участник Ньюпортского джазового фестиваля (1958; концерт запечатлён в документальном ф. «Джаз в летний день», режиссёр Б. Штерн, 1959), Джазового фестиваля в Монтрё (1986, с пианистом М. Петруччиани и саксофонистом У. Шортером), международных фестивалей в Монреале (1990, в дуэте с Ч. Хейденом), Роттердаме [Фестиваль Северного моря (2008, с тромбонистом Б. Брукмайером)]. С 1963 неоднократно выступал в Карнеги-холле.
В репертуар Х. входили обработки джазовых стандартов, популярных эстрадных песен и собственные композиции. Среди известных альбомов – «Undercurrent» (1962) и «Intermodulation» (1966; оба с Б. Эвансом), «It's nice to be with you» (1969), «Where would I be?» (1971), «Alone together» (1972; с джазовым контрабасистом Р. Картером), «Concierto» (1975; включая Адажио из «Аранхуэзского концерта» Х. Родриго в джазовой обработке Х.), «By arrangement» (1998), «Jim Hall & Pat Metheny» (1999, с участием П. Метени). Х. экспериментовал в области синтеза джазовой и академической музыки, в 1961 для «концептуального» альбома «Jazz abstractions» (1961) композитора-авангардиста Г. Шуллера написал «Пьесу для гитары и струнных», во всех треках этого альбома выступил как гитарист. В 1996 записал экспериментальный альбом «Textures» (1996) – попурри из академической и популярной инструментальной музыки, в аранжировках использовал нетипичные инструменты (в их числе – цилиндрический стальной барабан, кубкообразный барабан дарбука и др.). Исполнительский стиль Х. оказал значительное влияние на гитаристов следующего поколения – Дж. Скофилда, П. Метени, Б. Фризелла и др. Автор учебных пособий «Exploring jazz guitar» (1991) и «Jim Hall: Jazz guitar environments» (1994).
О Холле снят документальный фильм «Jim Hall: A life in progress» (1998, режиссёр Б. Рикер).