Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТАРЕ́ЛКИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 672

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Тарелки. Бельгийский военный оркестр. Фото Thomas Quine / flickr.com

ТАРЕ́ЛКИ, муз. ин­ст­ру­мент, удар­ный идио­фон. Как пра­ви­ло, пар­ный ин­ст­ру­мент. Пред­став­ля­ет со­бой два ме­тал­лич. дис­ка с уг­луб­ле­ни­ем в цен­тре, ко­то­ры­ми му­зы­кант уда­ря­ет друг о дру­га. Звук не­оп­ре­де­лён­ной вы­со­ты. Раз­но­го ви­да Т. бы­ли рас­про­стра­не­ны в Древ­нем ми­ре: в Ме­со­по­та­мии, Егип­те, Иу­дее, Гре­ции (ким­ва­лы), Ки­тае, Ко­рее, Ин­дии, ци­ви­ли­за­ци­ях Юго-Вост. Азии и др. По­ны­не ис­поль­зу­ют­ся в куль­то­вой и це­ре­мо­ни­аль­ной (в буд­дий­ских ри­туа­лах, в ин­дуи­ст­ской дра­ме рас­ли­ла, в му­сульм. мис­те­рии та­зийе), тра­диц. во­ен­ной, тан­це­валь­ной му­зы­ке не­ко­то­рых на­ро­дов.

В Ев­ро­пе рас­про­стра­ни­лись вме­сте с «яны­чар­ской му­зы­кой», по­сте­пен­но про­ник­ли в во­ен. ор­ке­ст­ры, за­тем в те­ат­раль­ные и сим­фо­ни­че­ские. Из­го­тов­ле­ни­ем Т. в 16–18 вв. сла­ви­лась Тур­ция. В совр. ор­ке­ст­ре при­ме­ня­ют­ся пар­ные Т. (итал. piatti) раз­ных диа­мет­ров: боль­шие, сред­ние и ма­лые, раз­ли­чаю­щие­ся так­же по тол­щи­не; на та­ких Т. мож­но из­вле­кать уда­ры раз­ной си­лы от еле слыш­но­го пиа­нис­си­мо до рас­ка­ти­сто­го фор­тис­си­мо. Час­то поль­зу­ют­ся так­же под­вес­ной та­рел­кой, на ко­то­рой иг­ра­ют па­лоч­ка­ми.

Лит.: Па­най­о­тов А. Н. Удар­ные ин­ст­ру­мен­ты в со­вре­мен­ных ор­ке­ст­рах. М., 1973.

Вернуться к началу